Нотариат Германии
Статья Вольфганга Раймана опубликована в журнале
"Нотариальный вестник", 2004 г., №8, с. 50

Верно сие!


Вольфганг Райман

УСТРОЙСТВО НЕМЕЦКОГО НОТАРИАТА

Статус нотариуса в свободном обществе

Современное и свободное общество нуждается в эффективном нотариате. Экономические отношения требуют надежного процесса оформления этих отношений и институтов, обеспечивающих этот процесс. К этим институтам относятся государственные реестры (земельная книга, торговый реестр), а также нотариат. Функцию нотариусов в свободной государственной и экономической структуре невозможно переоценить: нотариус - это в известной степени связующее звено между сталкивающимися интересами, которые должны быть сгармовизированы быстро и без больших затрат. Перенесение нотариальной системы Федеративной Республики Германии (в форме только - нотариата) на новые федеральные земли способствовало в значительной мере тому, что в них после десятилетий государственной экономики всем на удивление очень быстро была создана современная и относительно хорошо функционирующая экономика. Деятельность нотариуса заключается, прежде всего, в том, что он оформляет "официальные документы", то есть такие, которые имеют большую доказательную силу, чем другие документы, например, договоры, составленные в простой письменной форме. Эта деятельность относится в первую очередь к узловым сферам гражданского права - земельное право, семейное и наследственное право, торговое право и правовые нормы, касающиеся товариществ, компаний и объединений. Она преследует цель предупредить споры, обеспечить правовую гарантию и разгрузить тем самым суды. Эти публичные функции возложены на нотариусов в сфере "латинского нотариата", то есть в правовом пространстве, основанном на римском и германском праве. Это системы гражданского права континентальной Европы, Центральной Америки, Южной Америки и бывших колониальных стран Азии и Африки с континентально-европейской правовой традицией. Латинская нотариальная традиция коренным образом отличается от систем англосаксонской правовой сферы, обозначаемых общим понятием "common law" (обычное право). Англо-американская правовая система отказывается в принципе от письменных гражданских законов и разрешает многочисленные конфликты интересов гражданских лиц с помощью так называемого case law (прецедентного права), то есть судебных решений по единичным случаям. В англосаксонской правовой системе не известен и институт "официального документа" в качестве особо веского доказательства в судебных и административных процессах. Первичным доказательством в англосаксонской правовой системе являются свидетельские показания. Поэтому и институт нотариата латинского образца там не известен. Предоставление юридической консультации передано свободным юридическим профессиям, в первую очередь адвокату, который - в противовес "латинскому нотариусу" - не обязан сохранять беспристрастность, а призван давать юридическую консультацию и представлять интересы своей стороны. Для достижения согласия там используют такую систему, при которой каждая сторона регулярно поручает своему адвокату наилучшим образом представлять свои интересы. Государство не предоставляет никакого беспристрастного консультационного и обслуживающего института, в конечном счете, решение выносят суды. Хотя в англосаксонской правовой системе и есть "notary public" (публичный нотариус), он не является независимым и лишь наделен полномочием, причем часто только временно, свидетельствовать простые процессы. Это может быть владелец аптекарского магазина (drugstore) или секретарь адвоката (secretary down stairs). Очевидно, что в англосаксонской правовой системе свобода действий имеет большее значение, чем в континентально-европейской правовой системе, где в процессах, имеющих экономический вес, задействован в качестве промежуточного звена независимый институт нотариата.

Из истории немецкого нотариата

Должность нотариуса в континенталъно-европейской правовом пространстве имеет давнюю традицию. Она восходит к деятельности египетско-греческих составителей письменных документов, позднеримских личных секретарей и франкских секретарей суда. На эту должность назначал император. Положение о нотариате, изданное императором Максимилианом I после одобрения имперским сеймом в Кельне 8.10. 1512 г. (KaisNotО) содержало основные принципы и некоторые отдельные предписания относительно обязательной формы документации, которые частично действуют и по сей день. Это Имперское положение о нотариате постепенно растворилось в Германии в частных правилах, которые никогда до конца не были преодолены. Правда, в 1512 г. император уже не один назначал на должность нотариуса, для этого необходимо было согласие "владетельного князя", то есть сюзерена (ср. Conrad DNotZ 1960, 3). Частично Имперское положение о нотариате 1512 г. действовало формально до конца империи в 1806 г., а именно в южно-германских землях, тюрингских государствах и в ганзейских городах. Пруссия и Саксония были уже на пути объединения адвокатуры и нотариата. 16 марта 2003 г. современный мировой нотариат отпраздновал свое 200-летие. 16 марта 1803 г. Бонапартом, первым консулом республики, был провозглашен Закон о принципах организации нотариата "Loi contenantо organisation du Notariat" (буквальный перевод: "Закон, содержащий организацию нотариата"). 16 марта 1803 г. соответствовало по календарю Французской революции 25 вантоза XI г. Закон устранил существовавшие до тех пор разные категории лиц, правомочных составлять официальные документы, и ввел категорию должностного лица "fonctionnaires publics" (Закон вантоза, ст.1, абз.1). Назначение нотариусов и определение количества должностей нотариусов стало исключительной задачей Управления юстиции. Несменяемость и незаменяемость нотариусов стали основным признаком должности нотариуса. Должность публичного нотариуса как самостоятельная часть добровольной подсудности была объявлена несовместимой с задачами других государственных должностей. Все документы публичных нотариусов пользуются общественным доверием. Нотариусы взимают установленные законом тарифы. Изложенные в Законе вантоза принципы совершают поистине триумфальное шествие по миру. Они действуют сегодня во многих европейских государствах - в том числе в восточноевропейских реформирующихся государствах - в Латинской Америке, многих африканских и некоторых азиатских странах (Eckhardt MittBayNot 2003. 106). В левобережье Рейна была введена французская структура нотариата, содержавшаяся в Законе вантоза от 1803 г. В Баварии сочетание с профессией адвоката было объявлено недопустимым (ст.12 Закона о нотариате от 9.6.1899 г.). Пруссия по закону, от 13.4.1899 г. в ст. 77 и след. прусского Закона о добровольной подсудности (FGG) от 21.9.1899 г. оставляла для себя возможность назначать как адвокатов-нотариусов, так и только нотариусов. Это полномочие исполнялось таким образом, что в бывшей области рейнского (французского) права в округах земельного Верховного суда Кельн и в части округа земельного Верховного суда Дюссельдорф назначались только нотариусы, а в остальной Пруссии адвокаты-нотариусы в соответствии с ранней установкой. В средне- и северогерманских землях назначали нотариусами исключительно или почти исключительно адвокатов. Вследствие этого структура нотариата в Федеративной Республике Германии и после введения Имперского положения о нотариате от 13.12.1937 г. (RGBL.191) и Федерального положения о нотариате (BNoto) от 16.2.1961 г. (BGBL.77) остается неоднородной. Правда, Федеральное положение о нотариате (далее - ФП) признает только единую нотариальную должность. Нотариус всегда является носителем публичной должности и органом предупредительного правосудия (§ I ФП), независимо от того, идет речь только нотариусе или об адвокате-нотариусе. Профессия адвоката-нотариуса отличается от основной профессии нотариуса только тем, что адвокат-нотариус исполняет эту должность как побочную работу (§ 3, абз. 2 ФП). Таким образом, нотариусы назначаются сегодня или на основную должность (только нотариусы согласно § 3 I ФП) или для одновременного исполнения этой должности наряду с допуском в качестве адвоката при определенном суде на срок действия допуска (адвокаты-нотариусы согласно § 3 II ФП). В Баден-Вюртемберге Закон земли о добровольной подсудности (LFGG) от 12.2.1975 г.(GBL. 116), действующий с 1.7.1975 г., определяет на всей территории этой федеральной земли деятельность учреждений добровольной подсудности и их полномочия. В округе земельного Верховного суда Карлсруе нотариаты являются государственными учреждениями. Нотариусом может быть назначен тот, кто соответствует должности судьи (судья-нотариус). Он является не только служащим, оформляющим документы (нотариусом), но и судьей по наследственным и земельным делам; компетенция нотариусов распространяется также и на наследственное имущество. В земельном Верховном руде Штутгарт нотариальная деятельность осуществляется главным образом государственными нотариусами. Это служащие, которые хотя и не соответствуют должности судьи (исключения возможны), однако, в рамках специального обучения приобрели квалификацию окружного нотариуса. Они не только правомочны, составлять официальные документы, но и выполняют задачи суда по наследственным делам и ведомства земельной книги, а частично и опекунского суда; нотариат и здесь является одновременно судом по наследственным делам. Наряду с государственными нотариусами в округе земельного Верховного суда Штутгарт имеются и только нотариусы, и адвокаты-нотариусы, занимающиеся частной практикой. Таким образом, в этом округе существуют параллельно все три формы нотариата. Итак, не считая Баден-Вюртемберга, в Федеративной Республике Германии существуют в основном только нотариусы и адвокаты-нотариусы. К сфере только нотариата относятся республика Бавария, земли Рейнланд-Пфальц, Саар, Гамбург от земли Северный Рейн-Вестфалия округ земельного Верховного суда Кельн и округ земельного Верховного суда Дюссельдорф за исключением округа земельной суда Дуйсбург и округа участкового суда Эммерих от округа земельного суда Клеве. К сфере адвокатского нотариата относятся земли Берлин (именно весь Берлин), Бремен, Гессен, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн и от земли Северный Рейн-Вестфалия округ земельного Верховного суда Гамм;- и от округа земельного Верховного суда Дюссельдорф округ земельного суда Дуйсбург и округ участкового суда Эммерих. По договору об объединении Германии в Восточном Берлине была введена система совмещения адвокатской и нотариальной деятельности (как во всем Берлине), в остальных новых землях существует только нотариат, введенный Распоряжением о деятельности частнопрактикующих нотариусов от 20.6.1990 г. (GBL. - DDR-1475). Согласно этому распоряжению нотариусы назначаются только на свою основную должность. Очевидно, что здесь необходимо было переходное решение относительно существовавших до тех пор государственных нотариусов. В соответствии с этим в новых землях (за исключением Восточного Берлина) действовало сначала Распоряжение о нотариусах, занимающихся частной практикой от 20.6. 1990 г., образцом для которого послужило Федеральное положение о нотариате. 31.8. 1998 г. третий Закон об изменении Федерального положения о нотариате отменил это распоряжение и ввел единое право для всей Федеративной Республики Германии. Чтобы обеспечить свободный доступ к нотариату претендентам из новых федеральных земель, которые не отвечают условиям § 5 Федерального положения о нотариате, было издано переходное предписание (ст. 13 № 7 закона об изменении Федерального положения о нотариате - BGBL.12585, ср. Peter in Kersten/Buhling, Formularbuch und Praxis der Fr. Gerichtsbarkeit 21. Aufl. 2001, § 2). Согласно этому предписанию для назначения на должность нотариуса достаточно иметь свидетельство об окончании, со сдачей государственного экзамена, университета или института Германской Демократической Республики и прохождение двухгодичной подготовительной практики. Необходимость прохождения подготовительной практики с государственным экзаменом отпадает, если претендент на должность нотариуса был нотариусом в государственном нотариате или проработал 10 лет юристом и может подтвердить наличие специальных нотариальных знаний. (Peter in Kersten/Buhling ааО, § 1 Rn. 11).

Статус нотариуса

Статус нотариуса в Федеративной Республике Германии, независимо от вида нотариата - имеет следующие типичные признаки.

Нотариус выполняет задачи предупредительного правосудия

Нотариат является органом предупредительного правосудия (§ I ФП - BNoto). Одной из задач современного социального государства является создание институтов для обеспечения и облегчения правоотношений. К этим институтам относится и нотариат т.к. официальные документы, заверенные нотариусом имеют большую доказательную силу, чем документы, подписанные частными лицами. Эта функция составления официальных документов предоставляется Законом об установлении обязательной формы документации от 28.8. 1969 г. (BGBL. 1513), действующим с 1.1.1970 г., только нотариусам, правда, с незначительными исключениями. В первую очередь нотариус составляет свидетельства, то есть документы о своих восприятиях, прежде всего о сделанных при нем заявлениях, особенно по следующим вопросам:
- договоры купли-продажи недвижимости; - ипотека (ипотечный долг); - договоры дарения; - брачные договоры; - завещания и договоры о наследстве; - свидетельства о праве наследования; - договоры товариществ; - отчуждение долей в деле; - решения пайщиков товарищества: - заявления о занесении в торговый реестр и другие реестры; - продажа предприятий.
Также он свидетельствует подлинность подписи и верность копий. Помимо свидетельствования и удостоверения нотариус вправе выдавать свидетельства, особенно на основании записей в официальных реестрах, например, о полномочии представительства торговых обществ.
Помимо этих вышеозначенных действий: свидетельствование, удостоверение и выдача свидетельств - нотариус имеет право, и это важная функция, выдавать подлежащие исполнению документы (§ 794 I Nr. 5 ZPO). Тем самым существенно разгружаются суды, так как исполнение такого документа возможно без вмешательства суда. Нотариус в современной экономике выполняет еще и важную функцию по предоставлению консультаций по юридическим и налоговым проблемам, ибо приобретение и отчуждение недвижимости и основание любого рода обществ связано с разнообразными правовыми и налоговыми проблемами, которые нотариус обязан знать, чтобы составить "правильный" документ, хотя он сам и не дает детальных правовых и налоговых разъяснений.

Нотариус выполняет государственные функции

Нотариус занимает порученную ему государством должность, он выполняет государственные обязанности (Feyock Juristenjahrbuch 1960, 1 Bd., S. 163). Он наделен исконными государственными полномочиями, то есть "компетенциями, которые по действующему правопорядку должны быть оформлены государством" (BVerfG BnotZ 1987, 121). Поэтому он в своей профессиональной деятельности подчиняется соответствующим ограничениям, он подлежит государственному надзору (§§ 92 и след. ФП). К этим ограничениям относится, к примеру, и то, что нотариус может заниматься побочной оплачиваемой деятельностью только с разрешения Управления юстиции (§ 8 ФП). Он подлежит служебному надзору со стороны Управления юстиции. В Федеративной Республике Германии этот служебный надзор осуществляется строго, носит в основном предупредительный характер и призван обеспечить должное выполнение нотариусом своих задач. Близость к государству сказывается еще и в том, что назначение на должность осуществляется Управлением юстиции земли (§ 12 ФП). Государство принимает также решение по количеству назначаемых нотариусов, их число определяется требованиями упорядоченного правосудия (§ 4 ФП). Государство определяет также условия назначения нотариусов и снятия их с должности (§§ 47 и след. ФП).

Независимость нотариуса

Существенным признаком профессии нотариуса в Федеративной Республике Германии, не считая правового надзора, является независимость нотариуса от государства. Он не подчиняется личным и деловым указаниям Управления юстиции. Нотариус независим и от сторон. Нотариус должен быть беспристрастным. Значение беспристрастности нотариуса для его служебной деятельности подчеркивается тем, что беспристрастное исполнение долга предусмотрено присягой, которую приносит каждый нотариус перед началом профессиональной деятельности (§ 13 1 ФП).

Обязанность сохранения тайны

Решающее значение для профессии нотариуса имеет обязанность сохранения тайны от посторонних (§ 18 ФП). Так, оглашение сведений в судебном процессе допустимо, если все участники удостоверения освобождают нотариуса от сохранения тайны.

Ответственность нотариуса

Существенным для немецкого нотариата является ответственность нотариуса за виновность в нарушении служебного долга (§ 19 ФП). Обязательным условием в Федеративной Республике Германии является страхование гражданской ответственности каждого нотариуса (§ 19а ФП). Кроме того, для преднамеренных нарушений имеется специальный фонд, чтобы возмещать ущерб пострадавшим, когда исчерпаны все страховки.

Законные установления для исполнения должности нотариуса

Отсутствие единого закона о нотариате

Особенность немецкого нотариата состоит в том, что две важные установки для нотариальной деятельности, а именно: процесс удостоверения и право нотариусов на взимание тарифов, регулируются не единым законом о нотариате - Федеральным положением о нотариате - а специальными законами, дополняющими Федеральное положение. Причина отказа от единого регулирования заключается в том, что первоначально (а именно до 31.12. 1969 г.) в некоторых районах Германии наряду с нотариусами удостоверением занимались и суды, а что касается тарифов, то в Федеративной Республике Германии по-прежнему самое большое значение придается тому, чтобы на нотариусов распространялось то же положение о тарифах, налогах и сборах, что и на судей в сфере добровольной подсудности. Процесс удостоверения регулируется Законом об установлении обязательной формы документации от 28.8. 1969 г. (BGBL. 1513), вступившим в силу 1.1. 1970 г., а расходы и тарифы Законом о расходах и деятельности Добровольной подсудности - от 26.7.1957 г. (BGBL. 960). Оба закона наряду с Федеральным положением о нотариате определяют статус нотариуса в общей правовой системе.

Процесс свидетельствования и удостоверения

Закон об установлении обязательной формы документации регулирует процедуру, которая должна соблюдаться при свидетельствовании и удостоверении, а также при выдаче заверенных копий и дубликатов. Он устанавливает, когда нотариус не участвует в составлении официальных документов (§ 3 BeurkG) и когда он должен отказаться от исполнения служебных обязанностей (§ 4 BeurkG). В §§ 6 и 7 закона предусмотрены другие обстоятельства неучастия нотариуса, особенно если он или его близкие получили бы в результате нотариального удостоверения материальную выгоду. Закон об установлении обязательной формы документации регулирует в § 8 и след., требования, которые предъявляются к нотариальному протоколу, и проводит различие между инструкцией, в строгом соответствии с которой должен следовать нотариус правовым предписанием. Нарушение инструкции ведет в отличие от нарушения предписания к недействительности удостоверения и к ничтожности сделки (§ 125 Гражданского кодекса - BGB). Закон об обязательной форме документации в дополнение к Федеральному положению о нотариате регулирует также и обязанности нотариуса по проверке и разъяснению (§§ 17 - 21 BeurkG).Что касается распоряжений на случай смерти, то здесь существуют особые предписания (§§ 27 - 35 BeurkG). Закон об установлении обязательной формы документации чрезвычайно оправдал себя, он определил процедуру оформления документов, особенно необходимость сосредоточения удостоверительных действий в руках нотариусов, возложив на них обязанность проверки и разъяснений, что существенно повысило качество удостоверений после вступления в силу этого закона (ср. Huhn v.Schuckmann, BeurkG, 2.Aufl. 1987, Einf. Rdnr. 2 ff).

Положение о расходах

Характерной особенностью нотариата в Германии являются установленные государством тарифные ставки. Они заложены в Положении о расходах, которое распространяется и на добровольную подсудность, то есть на само государство. Положение о расходах устанавливает тарифы за отдельные сделки, а также цену. Соблюдение этого положения контролируется служебным надзором. Право нотариуса на взимание тарифов имеет публично-правовую природу. Нотариусу запрещено договариваться о размере тарифов (§ 140 Положения о расходах, § 17 ФП). Это означает, что джентльменское соглашение с нотариусом о тарифах невозможно. Именно здесь проявляется близость к государству и независимость нотариуса от участников сделки. Тарифы в Федеративной Республике Германии являются стоимостными, которые только в исключительных случаях ограничиваются максимальным размером цен или тарифов. Стоимостный тариф обеспечивает социальное уравновешивание. Трудоемкие процессы с меньшей ценой сделки дотируются простыми процессами с высокой ценой. Более высокие цены сделки содержат и большие риски, но оправдывают, учитывая ответственность нотариуса, более высокие тарифы. Основным элементом норм немецкого права, регулирующих взимания тарифов, является то, что исключается возможность предоставить деятельность нотариуса и тем самым взимаемые за его деятельность тарифы свободному рынку. Услуги нотариуса по разъяснению и удостоверению не являются продуктом купли-продажи. Предоставление учреждений правосудия - к ним относится и нотариус как независимый носитель публичной должности в сфере предупредительного правосудия - служит выполнению задач общественной важности, правовому регулированию и предотвращению споров. Качество и стоимость этих услуг не могут быть подвержены произволу рынка, если не хочет пострадать вся система правосудия. Из предусмотренной законодателем по разным причинам обязанности удостоверения вытекает обязанность каждого нотариуса выполнять нотариальные действия, в которых выражаются его гарантированные государством независимость и беспристрастность. Если бы определение тарифов было предоставлено свободному рынку, тогда менее состоятельные граждане подвергались бы риску быть фактически отстраненными от участия в требующих удостоверения сделках и от совершения таких сделок. Обязанность предоставления нотариальных услуг и ориентированные на рынок тарифы взаимно исключают по своей сути друг друга. В противном случае только тот мог бы воспользоваться услугами нотариуса, кто заранее договорился с ним о размере тарифов. Если бы договоренность оказалась невозможной, нотариус мог бы отказаться от предоставления услуг, и тогда обязанность оказания нотариальных услуг не была бы выполнена. Особенность нотариальной деятельности как раз в том и состоит, что здесь каждый раз речь идет об индивидуальных случаях. Эта деятельность требует особого учета потребностей каждого обращающегося за совершением нотариального действия. Ее результаты не сравнимы с другими "продуктами". Даже оформление простого договора купли земельного участка может привести, учитывая немалое количество возможных сфер урегулирования, к различным результатам. Подчинение нотариальной деятельности и ее стоимости существующим рыночным механизмам было бы связано со значительными опасностями для людей, нуждающихся в этой деятельности. Обращающийся к нотариусу не может решить, должен ли он платить за определенную высококвалифицированную деятельность нотариуса высокую или более низкую "цену", ибо он, как правило, не в состоянии сравнить качество якобы более дорогой услуги с качеством якобы более дешевой услуги. Модель свободных тарифов открыла бы, с явным ущербом для граждан, рынок тем консультантам, которые предлагали бы плохую услугу по разъяснению и обслуживанию, что не в состоянии распознать обращающийся к ним, по только на первый взгляд, выгодной "цене". Это следует иметь в виду при разработке положений о нотариате в странах Центральной и Восточной Европы (ср. Korintenberg/Lappe/Bengel/ Reimann, KostO, 15. Aufl. 2002, Einfuhrung Rdn. 1 ff).

Назначение нотариуса

Нотариальные должности вводятся Управлением юстиции. Назначается такое количество нотариусов, которое отвечает требованиям упорядоченного правосудия. При этом должны особенно учитываться потребность в соответствующем обеспечении граждан нотариальными услугами и поддержание упорядоченной возрастной структуры профессии нотариуса (§ 4 ФП). Нотариусом согласно § 5 ФП может быть назначен только немецкий гражданин, который по немецкому Закону о судьях пригоден к должности судьи, он должен, таким образом, быть - по немецкой терминологии - "полным юристом". Исключения существуют согласно § 114, абз. 3 ФП только для нотариусов государственных учреждений и претендентов на должность нотариуса в округе земельного Верховного суда Штутгарт; согласно Федеральному положению там они могут быть назначены нотариусами, если они состояли на государственной службе в должности нотариуса. Исключения существуют еще и в новых федеральных землях. Для назначения нотариусом там достаточно иметь законченное юридическое образование, полученное в университете или институте бывшей ГДР, и пройти двухгодичную подготовительную практику со сдачей госэкзамена на "дипломированного юриста" вместо подтверждения пригодности к должности судьи по немецкому Закону о судьях. Если претендент на должность нотариуса работал в государственном нотариате, тогда необходимость согласно § 5 VONot в подготовительной практике с госэкзаменом отпадает (§ 4 lit. b) VONot). Таким образом открывается возможность привлекать нотариусов из государственных нотариатов к работе частнопрактикующими нотариусами и назначать на должность нотариуса дипломированных юристов, которые не были нотариусами. Нотариусом может стать только тот, кто по своим личным и деловым качествам пригоден к исполнению должности нотариуса (§ 61 ФП). Только тот адвокат может быть назначен нотариусом, который до подачи заявления минимум пять лет имел доступ к адвокатской деятельности и минимум три года без перерыва проработал по своей основной профессии адвоката в том нотариате, где он хотел бы работать нотариусом. Параграф 6 Федерального положения о нотариате был дополнен так называемой новеллой о допуске в Законе об изменении профессионального права нотариусов и адвокатов от 29.1.1991 г. (BGBL. 150). При выборе среди многих претендентов в первую очередь принимаются во внимание личные и деловые качества с учетом сданного по завершении юридического образования государственного экзамена и достигнутых при подготовке к профессии нотариуса результатов (§ 6 III I ФП). Человек старше 60 лет не может быть назначен нотариусом (§ 6 12 ФП). Возрастной предел для исполняющего должность нотариуса - 70 лет (§ 48а ФП).

Организация нотариата

Существует старая немецкая традиция объединения профессиональных групп людей для решения своих проблем. Существуют организованные на основе публичного права палаты коммерсантов, ремесленников, врачей, аптекарей, адвокатов и нотариусов. Федеральное положение о нотариате привязывает организацию нотариальных палат к территориальному делению на судебные округа. В принципе сфера действия нотариальной палаты совпадает территориально со сферой действия апелляционного суда (Верховного суда земли), но допускается и возможность образования на уровне земли нескольких Верховных судов с собственными палатами. В Баварии, например, есть три Верховных суда, правда, только одна нотариальная палата. Членами нотариальной палаты являются все нотариусы, имеющие свое местонахождение в сфере компетенции нотариальной палаты. Членство существует по закону, то есть, нет добровольного членства и нет возможности выхода. Членство начинается с момента назначения на должность нотариуса и заканчивается с уходом со службы или по другим причинам окончания службы (достижение предельно допустимого возраста, отстранение от должности и т.д.). Освобождение от членства невозможно. Внутренний регламент нотариальных палат определяется принятым ее членами Уставом. Чтобы обеспечить государственный надзор, на нотариальную палату по закону возложена обязанность ежегодно представлять Управлению юстиции отчет о деятельности палаты, а также об общем положении объединенных в ней нотариусов. Органами нотариальной палаты являются Правление и Собрание. Президент представляет палату во внешних сношениях. Он избирается сроком на четыре года. Нотариальная палата представляет совокупность всех объединенных в ней нотариусов. Она должна заботиться о чести и престиже своих членов, поддерживать органы надзора в их деятельности, поощрять заботу о нотариальном праве и заботиться о добросовестном и честном выполнении нотариусами и стажерами своих должностных обязанностей. Нотариальная палата обязана предоставлять средства для повышения профессиональной квалификации нотариусов, помощников и стажеров. Федеральная нотариальная палата, которая тоже была организована в соответствии с Федеральным положением о нотариате, является корпорацией публичного права, обладает своей собственной правосубъектностью. Членами ее являются 21 региональная нотариальная палата, а не сами нотариусы. Федеральная нотариальная палата и региональные нотариальные палаты подлежат государственному надзору Федерального министерства юстиции или соответственно Управлений юстиции земель. Федеральная нотариальная палата выполняет двойную функцию. Она выступает в качестве эксперта и советника для всех высших федеральных органов (Федеральное правительство, Федеральный законодатель и Федеральные суды) во всех обслуживаемых нотариусом областях права и в сфере профессионального нотариального права. Эту задачу она выполняет, к примеру, высказывая свои суждения по законодательным предположениям и участвуя в рабочих и экспертных группах соответствующих федеральных министерств. Федеральная нотариальная палата является высшим волеобразующим органом немецкого нотариата и представляет его интересы на федеральном уровне. Она представляет немецкий нотариат и за границей, особенно в Европейском Союзе.

Вольфганг Райман,
нотариус г. Пассау, почетный профессор университета в Регенсбурге
Перевод с немецкого Дорофеевой Р.И.


© Вольфганг Райман
© Дорофеева Р.И., перевод


Вернуться в МЕНЮ

на ГЛАВНУЮ

Германия . Інтернет магазин одягу україна.