Материалы к имиджевой концепции небюджетного нотариата
Опубликовано в журнале
"Нотариальный вестникъ", 2002, № 12
и в журнале "Советник"
Верно сие!


Равиль Алеев

Материалы к имиджевой концепции небюджетного нотариата

Данная статья посвящена общим вопросам нотариальной имиджелогии и выработки имиджевой политики внебюджетного нотариата. Она не претендует на полноту и верность определения имиджевых характеристик, поскольку они еще требуют осмысления и проработки.

Имиджевая политика тесно переплетается с функцией связей с общественностью, и зачастую является содержанием последней.

Можно выделить два главных аспекта работы с общественным мнением: связь с общественностью – нотариальный пиар[1] и нотариальная имиджелогия. Оба эти аспекта вполне могут оформиться в соответствующие концепции внебюджетного нотариата.

Тактические приемы имиджевой политики и технологии продвижения имиджа в данной статье не рассматривались и станут, наравне с другими аспектами нотариальной имиджелогии, темой специальных публикаций.

Имиджевая концепция российского внебюджетного нотариата, на мой взгляд, ни в коем случае не должна стать “документом, спущенным сверху” или сугубо кабинетным творением профильной комиссии. Поэтому важно, чтобы нотариусы и особенно президенты нотариальных палат высказывали свои мнения об имидже нотариата и делились соответствующим опытом – и не только положительным. (врез)

 

Введение

 

Формирование и поддержание имиджа корпорации и ее членов – не декоративная функция организации, а вопрос ее “политического выживания” и дальнейшего развития.

Некоммерческие институты полноценно функционируют только когда их поддерживает общественное мнение. И от того, каков образ (имидж) организации в общественном сознании, какова степень доверия к ней, зависит настоящее и будущее этой организации.

Острота проблемы имиджа внебюджетного нотариата отчасти сглажена существованием обязательной нотариальной формы некоторых сделок, а также бытующей еще традицией населения оформлять у нотариуса даже те сделки, для которых достаточно простой письменной формы.

Однако кредит доверия уже не столь велик, признаки кризиса доверия – налицо.

 

О концепции имиджевой политики

 

Концепция имиджевой политики внебюджетного нотариата должна стать основополагающим документом, определяющим стратегию и основы тактики проведения имиджевой политики ФНП.

Цель имиджевой концепции – определение и реализация имиджевой политики российского внебюджетного нотариата.

Разработчиком концепции станет Комиссия ФНП по имиджу.

Имиджевая концепция по статусу – рекомендательный документ, подлежащий утверждению Правлением ФНП.

Концепция должна быть жизнеспособной, то есть корректироваться с учетом практики, дельных предложений и замечаний, а также перерабатываться в соответствии с новыми реалиями и изменением имиджевой ситуации.

Имиджевая политика российского внебюджетного нотариата – это целенаправленная система мероприятий по построению и продвижению имиджа нотариата в массовое, групповое и личное сознание, а также по поддержанию и развитию заданного имиджа.

 

Задачи имиджевой политики:

– Формирование в общественном сознании и у государственных деятелей надлежащего представления о внебюджетном нотариате и его социальной необходимости.

– Создание имиджа российского внебюджетного нотариата как особо уполномоченной государством, ответственной и высокоорганизованной публично-правовой корпорации, обеспечивающей эффективную защиту и реализацию конституционных прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений.

– Создание имиджа нотариуса, занимающегося частной практикой, как высококвалифицированного, беспристрастного, нравственного и ответственного специалиста – надежного гаранта прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений.

– Создание иных требуемых элементов имиджа нотариата и нотариусов.

– Прагматические задачи: укрепление и развитие института внебюджетного нотариата и активизация “нотариального оборота”.

 

Реализация имиджевой политики

Исполнение имиджевой концепции должно стать равной обязанностью Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат субъектов Российской Федерации, нотариусов, занимающихся частной практикой.

Целесообразно в каждой нотариальной палате особо выделить функцию связей с общественностью, отдельное направление деятельности – “Связь с общественностью” (или “Связь с общественностью и институтами гражданского общества”, или – более конкретно – “Работа со средствами массовой информации”). Решение организационных вопросов связей с общественностью можно возложить на сотрудника аппарата. Хорошо, когда в палате образована и действует профильная комиссия.

Необходимо выработать комплекс мероприятий по реализации имиджевой политики, разработать методические рекомендации по отдельным аспектам нотариальной имиджелогии.

Имиджевая политика требует согласованных и совместных усилий, в том числе разумного распределения финансового бремени.

Во исполнение и в целях реализации имиджевой концепции Комиссия ФНП по имиджу вправе разрабатывать и направлять палатам рекомендации по отдельным вопросам имиджевой политики.

Рекомендации Комиссии следует доводить до сведения всех членов палаты.

 

Основные понятия имиджелогии

 

Имидж

Имидж – это образ, общее представление о персоне или организации. У людей зачастую складывается не детальное представление о человеке или организации, а обобщенный, поверхностный и эмоционально окрашенный образ, то есть не портрет, а эскиз (набросок). Имидж, по существу, это ярлык, этикетка. Поэтому работа идет по созданию совокупности броских элементов.

При этом зачастую имидж и типаж являются синонимами: иметь определенный имидж – значит, быть отнесенным к какой-либо категории.

Представления, как правило, формируются на основе реальных впечатлений, но часто их порождают средства массовой информации.

 

Продвижение имиджа

Это внедрение заданного имиджа в массовое, групповое и личное сознание посредством каналов коммуникации: средств массовой информации, публичных и информационных акций, персонального взаимодействия.

 

Имиджевая политика и связь с общественностью

Связь с общественностью (Public relation, пиар, в дальнейшем – PR) в современном мире уже является обычной функцией организации. Это один из признаков социального, открытого демократического общества.

Связь с общественностью – это, в общих чертах, взаимодействие с обществом в целях его информирования о деятельности организации, налаживания диалога, взаимного доверия и социального партнерства.

Направления и способы работы с общественным сознанием входят в предмет связей с общественностью, а имиджелогия задает надлежащий образ корпорации и формы его демонстрации.

Таким образом, продвижение имиджа в массовое сознание осуществляется через каналы связей с общественностью.

При этом имиджевая политика является лишь одним из аспектов PR, прагматическим его аспектом. Однако зачастую имиджевая политика становится единственным содержанием и целью функции связей с общественностью – что, по большому счету, неправильно и даже безответственно, ибо выхолащивает PR и превращает связь с общественностью в тенденциозную корпоративную рекламу.

 

Имидж и позиционирование

“Имидж – ничто, польза – все”. Людям интересен не имидж нотариата и нотариусов, а польза, которую они приносят. Чем больше люди получат пользы и выгод от нотариата, тем лучше его имидж.

Поскольку не существует имиджа и полезности организации вообще, а есть определенные имидж и польза, необходимо сначала четко определить особенности и “полезные позиции” нотариата по отношению к обществу, гражданам, государству и его институтам, к иным субъектам. Лишь затем эти выгоды облекаются в имиджевые формы.

 

Слоганы и символы

Слоганы являются важнейшими элементами создания имиджа, своего рода клише, впечатываемыми в сознание. Это словесные, но одновременно образные, легко запоминаемые формулы. Таковы и афоризмы. Выработка и цитирование профессиональной афористики – важнейшее дело.

Образы, символы и штампы – плоть имиджа. Общественное сознание в первую очередь восприимчиво не к абстрактным идеям, а идеям-образам. Не слова, а образы (метафоры) господствуют в сознании.

 

Мифология

Необходимо нейтрализовать негативные мифы и создавать позитивные. Помня при этом, что мифы живучи вопреки даже очевидным фактам и что даже позитивный миф – все-таки, неправда.

 

Региональный аспект имиджевой политики

Имиджевая ситуация в регионах различна. Отличны степень доверия населения, его оценки, информационные поводы, события, влияющие на имидж, степень информированности, позиции региональных СМИ и т.д.

Соответственно направления и полнота имиджевой работы будут различными.

В сельской местности и в небольших населенных пунктах имидж внебюджетного нотариата в большей степени определяется личным поведением и профессиональной этикой местных нотариусов. Их знают, они на виду. Они в полном смысле – лицо нотариата. Поэтому здесь очень важна работа нотариусов с личным имиджем. В крупных городах и мегаполисах внебюджетный нотариат деперсонализирован. В частности, личная этика и поведение нотариусов не оказывают решающего влияния на имидж нотариата, здесь велико влияние СМИ, публицистических и художественных образов, подменяющих личное впечатление. Поэтому приоритетной является работа со СМИ, с большими группами населения.

 

Имидж и этика

Этика – мать имиджа. Однако даже строгое соблюдение высоких требований профессиональной и личной этики не достаточно для поддержания хорошего имиджа корпорации. Дело в том, что массовое сознание в какой-то степени независимо, то есть не сводится к совокупности индивидуальных сознаний.. И при этом каждый из нас подвержен его гипнотическому влиянию, даже вопреки логике и опыту. Поэтому важна работа со СМИ.

 

Соотношение имиджа и рекламы

Имидж – это не реклама. Имидж – состояние, а реклама – деятельность.

Поскольку нотариус не предприниматель, а, наоборот, является членом солидарной публично-правовой корпорации, запрещающей внутреннюю конкуренцию, он имеет право на информирование и создание доброй репутации, но не на рекламу.

Однако запреты и ограничения касательно рекламы нотариусов не должны оцениваться как препятствия в продвижении личного и корпоративного имиджа, поскольку имиджевая политика не является рекламой, хотя и включает элементы ее технологий.

Что касается нотариальных палат, то они как некоммерческие организации выступают агентами своих членов и нотариата в целом по связям с общественностью и по реализации имиджевых проектов.

 

Имиджелогия как искусство

Работа над имиджем изначальна была искусством, а наукой стала позднее. Создание и продвижение имиджа требует использования личного и корпоративного творческого потенциала. Поэтому весьма актуальными станут, в частности, вопросы профессиональной (нотариальной) культурологи.

 

Элементы нотариальной имиджелогии

 

Нотариальная имиджелогия – это наука и практика создания, продвижения и трансформации имиджа нотариата и нотариусов.

Речь, конечно, идет о внебюджетном нотариате.

 

Направления имиджевой политики

– внешняя имиджевая политика – нотариат и массовое сознание, нотариат и клиент[2];

– внутренняя имиджевая политика ––внутрикорпоративный имидж;

– институциональная имиджевая политика –нотариат и государство.

 

Этапы имиджевой работы

– формирование имиджа;

– поддержание имиджа;

– развитие и модификация;

– реабилитация;

– полная модернизация;

– продвижение имиджа.

 

Объекты имиджевой политики

– имидж внебюджетного нотариата;

– имидж частнопрактикующего нотариуса;

– имидж нотариальной палаты.

 

Адресаты (“мишени”) имиджевой политики

– общественное мнение;

– клиентура;

– государственные органы.

 

Аспекты имиджа

– самоимидж – субъективная оценка собственного имиджа;

– воспринимаемый имидж – сторонняя оценка имиджа;

– требуемый имидж – имидж, к признанию которого вы стремитесь.

Первые два аспекта требуют анализа, а третий – разработки

 

Постановка имиджевых задач

Главная задача – сконструировать нужный нам имидж и внедрять его в общественное сознание.

Для решения главной задачи необходимо:

– определить (сформулировать) идеальный образ нотариата, нотариуса, нотариальной палаты;

– внедрить его в общественное сознание (создать мнение);

– “врасти” самим в заданный имидж (то есть начать ему соответствовать);

– доводить события, факты и идеи до общественности в “имиджевой упаковке”.

 

Способы и каналы продвижения имиджа

Каналы продвижения имиджа – это главные средства коммуникации, а именно: средства массовой информации, публичные и информационные акции, персональные взаимодействия.

Способы продвижения имиджа – это различные формы его демонстрации.

 

Фундамент имиджа

Базовые основания построения имиджа внебюджетного нотариата – миссия, ценности, поведение, пользы, внешность.

Миссия – это его сверхзадача, главная цель.

Ценности – это его идеология; концептуальные позиции, правовая доктрина внебюджетного нотариата, “то, на чем стоим”.

Поведение – действия и события, совершаемые и продуцируемые нотариатом, палатами и нотариусами. Для самих нотариусов это профессиональное и личностное поведение, характер, интеллект.

“Внешность” – внешний вид нотариусов, интерьер нотариальных палат и контор.

О пользах мы уже говорили.

 

Имиджевые характеристики внебюджетного нотариата [3]

 

Требуемые имиджевые характеристики – это те главные черты, признаки внебюджетного нотариата, нотариусов и палат, которые необходимо особо акцентировать и предъявлять людям и обществу. То есть это краски и штрихи, из которых мы составим наш портрет. В качестве образца и для обсуждения можно привести следующий набор имиджевых характеристик:

Нотариат – это правовое миротворчество, предупредительное правосудие.

Миссия нотариата – предупреждать гражданско-правовые споры.

Внебюджетный нотариат входит в число институтов высокой социальной и юридической ответственности, что обеспечивается законом и особенностями профессиональной самоорганизации. Внебюджетный нотариат – эталон, достойный пример для подражания. Ни одна другая корпорация не может похвалиться таким уровнем профессиональной организованности, самосознания, подконтрольности и ответственности.

Причина появления нотариата. Нотариат появился, когда частным актам понадобилась публичная достоверность. Нотариусы появились, когда потребность публичного удостоверения нашла достойных доверия.

Особые полномочия. При осуществлении правоприменительной и правозащитной деятельности нотариат выступает от имени государства, является его полномочным представителем.

Особый статус нотариуса, занимающегося частной практикой. Нотариус призван обеспечивать беспристрастную публичную достоверность частных актов – оттого он и не частник, и не чиновник.

Агентирование закона. При исполнении профессиональных обязанностей нотариус является не заинтересованным и доверенным лицом стороны сделки, а агентом закона. Он обеспечивает законность правоотношений и легализует частные интересы.

Миротворчество. Бесконфликтность нотариата и мирные процедуры урегулирования отношений способствуют социальной стабильности и устойчивости гражданского оборота, спокойствию людей за свои имущественные и личные неимущественные права.

Предварительное правосудие. Превентивность правозащиты, ее публичное (официальное) признание.

Квалифицированная юридическая помощь. Нотариус оказывает физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов. Нотариус досконально разъясняет обратившимся лицам их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Специальные правозащитные механизмы. Обязательная нотариальная форма некоторых сделок – не лишнее обременение, а одна правозащитных мер. Это необходимо там, где, с точки зрения государства, права и интересы участников гражданского оборота должны быть защищены особо надежно.

Безопасность и предсказуемость. Нотариус обеспечивает квалифицированную и полномасштабную правовую помощь, надлежащее оформление прав, правовую достоверность сделки, доказательность и реальные юридические гарантии, что делает права и интересы защищенными, а отношения – предсказуемыми.

Беспристрастность. В своей деятельности нотариус беспристрастен и независим: единственная его пристрастность и зависимость – Закон.

Равенство. Нотариус обеспечивает равную правовую защиту сторон сделки, независимо от их статуса, интересов, имущественного положения и других факторов.

Универсальность правозащиты. Нотариальная защита прав обратившегося за совершением нотариального действия, по определению, не может умалить права других лиц, а наоборот, укрепляет правопорядок в обществе. В этом смысле нотариальная правозащита трансперсональна.

Строгие рамки. Профессиональные обязанности нотариусов строго регламентированы законом.

Статус документов. Нотариально оформленные документы обладают публичным признанием и доказательственной силой.

Ответственность. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, несут полную имущественную ответственность за профессиональные ошибки, а в случаях нарушения закона могут быть лишены права нотариальной деятельности.

Страхование рисков. Профессиональная деятельность частнопрактикующих нотариусов подлежит обязательному страхованию, что является дополнительной гарантией имущественной ответственности.

Профессиональный отбор и квалификационные стандарты. Предполагают повышенные требования к кандидатам на должность нотариуса, серьезный квалификационный и конкурсный отбор, а также обязательность поддержания самими нотариусами высокого профессионального уровня.

Ограничение численности нотариусов и лицензирование нотариальной деятельности. В аспекте публично-правового предназначения нотариата и дополнительных общественных гарантий.

 

Нотариат как институт юстиции. Совместная компетенция

 

Контроль. Деятельность всех нотариусов Российской Федерации контролируется государственными органами, а нотариусов, занимающихся частной практикой, также и нотариальными палатами.

Профессиональная этика. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, помимо закона подчиняются и добровольно принятому ими Профессиональному кодексу нотариусов Российской Федерации и соответствующим кодексам нотариальных палат субъектов РФ, в которых содержатся правила поведения при исполнении профессиональных обязанностей и в быту, меры поощрений и дисциплинарных взысканий. Все это говорит о высоком профессиональном самосознании, нравственности и ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальная тайна. Соблюдается тайна совершенного нотариального действия: информация, ставшая известной нотариусу в связи с совершенным нотариальным действием, разглашению не подлежит, под угрозой юридических санкций. Еще одно свидетельство образцовости нотариата.

Внебюджетный нотариат как “опора государства”. Он не обременяет экономику государства, а, наоборот, является бюджетообразующим субъектом; также несет и социальное бремя (социальные фонды, создание рабочих мест и т.д.). При этом он обеспечивает высокое качество нотариальной правозащиты и несет реальную юридическую ответственность перед субъектами гражданских правоотношений. Таким образом, внебюджетный нотариат осуществляет часть правоохранительных функций государства, будучи для него беззатратным и прибыльным.

Другие характеристики

 

Имиджевые характеристики нотариальной палаты

 

Здесь приводятся те характеристики нотариальной палаты, которые в наибольшей степени отвечают интересам (или удовлетворяют ожидаемые потребности) людей, общества и государства.

Нотариальная палата:

– организатор и координатор нотариальной деятельности (ответственный за нотариат);

– уполномоченная государством публично-правовая корпорация (не частная и даже не общественная организация, а особо призванная);

– проводник государственной политики (в частности, многие вопросы решает совместно с органами юстиции);

– строго регламентированное профессиональное объединение с обязательным и ограниченным членством, а отнюдь не добровольный союз ;

– как профессиональное объединение, является образцом подлинного самоуправления – ответственного и требовательного к себе (очень серьезны функции, слишком высока ответственность);

– контролирует деятельность нотариусов, принимает меры к провинившимся, инициирует отзыв лицензий (соблюдает закон и правопорядок, служит обществу, а не себе);

– высоко организованное и ответственное сообщество;

– инициативно вырабатывает профессиональные стандарты и профессиональную этику (гражданская позиция, высокий уровень самосознания);

– дисциплинирует членов палаты;

– заботится о чистоте рядов (профессиональная честь, забота о правопорядке);

– обеспечивает квалификационный надзор и постоянное повышение квалификации нотариусов (ради лучшей защиты конституционных прав наших сограждан);

– как справедливый арбитр, внимательна к жалобам и обращениям, при необходимости защитит обиженного; при этом не выгораживает своих членов, но и в обиду понапрасну не даст (честность, а не узкокорпоративный интерес);

– разъясняет законодательство и информирует население;

А также характеризуется иными признаками

 

Обобщенный бытовой образ будет выглядеть примерно так: нотариальная палата – серьезная (“официальная”) организация; поставлена отвечать за нотариат; нотариусы не бесконтрольны; в палату всегда можно обратиться, а если что и пожаловаться; она всегда готова навести порядок; информирует нас.

Это – наместник закона; заботливый и строгий пастырь нотариата.

 

Имиджевые характеристики нотариуса, занимающегося частной практикой

 

Данные характеристики подразделяются на функциональные, относящиеся к профессиональной деятельности и поведению, и внешние, относящиеся к внешнему виду.

 

Функциональные характеристики:

Квалифицированность: хорошее знание законодательства; правильная оценка правовых и документальных оснований совершения нотариального действия; грамотные советы; надлежащее правовое содействие; полнота разъяснения прав, обязанностей и последствий совершаемого нотариального действия; юридическая точность нотариального акта.

И как следствие:

– Результативность. Нотариус результативен, если, независимо от факта совершения нотариального действия, посетитель уходит, ощущая полную информированность, ясное понимание и удовлетворенность.

– Ответственность.

– Аккуратность. В работе с документами; внешнего вида нотариальных актов.

– Грамотность. Грамматическая и стилистическая безукоризненность нотариального акта, правильность речи.

– Вежливость. Уважительное и внимательное отношение к посетителям.

– Сдержанность. Проявление эмоциональности, даже позитивной, к сожалению, может повредить репутации нотариуса, поскольку опровергает принцип беспристрастности. Симпатию и доверие людей вызывает сдержанная и улыбчивая доброжелательность.

– Скромность. Противоположность нарочитости, демонстративности, показухи, выпячиванию – чего-либо и в чем-либо.

– Дисциплинированность. Соблюдение режима работы, информирование о времени явки при отсутствии на рабочем месте, выполнение обещанного и т.д.

– Соблюдение норм профессиональной этики. Соблюдение норм Профессионального кодекса и общепринятых рамок деловой вежливости (деловая вежливость отличается от общей по ряду параметров, в частности, ее формулы функциональны, кратки, более тверды и определенны и т.д.).

– Индивидуальные манеры и особенности. Их вклад в личный и корпоративный имидж.

– Коммуникабельность. Умение располагать, убеждать, внятно объяснить и т.д.

– Другие характеристики

 

Обобщенный образ – надежный и строгий гарант права.

 

Внешние характеристики:

 

Характеристики внешнего вида и одежды демонстрируют внутренние качества, являются сигналами личности, а значит, косвенно указывают и на профессиональные черты нотариуса.

Далее приводится примерный список важнейших внешних характеристик: (детальный анализ и рекомендации выходят за рамки настоящей статьи и станут предметом специальных публикаций и документов – Р.А.).

– опрятность (ухоженность);

– четкость (общего вида);

– подтянутость;

– элегантность, строгость, неброскость;

– аксессуарные и косметические параметры (качество, стиль, мера, пределы использования, в частности, драгоценностей);

– параметры “главной тройки”: часы, оптика, туфли;

– подход к стрижке и прическе;

– “Язык тела”.

 

Имиджевые характеристики нотариальной конторы

 

– Официальность. Вывеска, внутренняя табличка, лицензия, установленный режим работы, правила приема посетителей.

– Дисциплина. Строгое соблюдение режима работы, распорядок и хорошая организованность приема населения.

– Порядок. “В нотариате – все по полочкам, документы будут в порядке и сохранности”.

– Деловая атмосфера. Спокойное и четкое совершение нотариального процесса.

– Дополнительные атрибуты нормативности. Папки, свод законов, экземпляр профессионального кодекса и др.

– Информация для населения. Стендовая информация (о размерах тарифов, порядке приема, адресах органов управления, перечне необходимых документов и т.д.) памятки, буклеты.

– Вежливость сотрудников. Предупредительность, информирование, выяснение причины прихода и предварительное ориентирование посетителя, предложения вариантов ожидания и т.д.

– Техническая оснащенность.

– Интерьер, предметы обстановки. Функциональность, эргономичность, стиль и его адекватность характеру нотариальной деятельности, удобство для посетителей и т.п.

– Приемная. Удобство, определенный уровень сервиса, полезное наполнение времени ожидания, например, просвещением в вопросах нотариальной защиты насущных прав.

– Предметы, символизирующие традиционные ценности нотариата (например, маятниковые часы символизируют точность, надежность и верность традициям).

– Другие значимые для населения характеристики.

Обобщенный образ: нотариальная контора – не частная лавочка, а серьезное, официальное учреждение, осуществляющее особую правоохранительную деятельность.

 

Демонстрация имиджевых характеристик

 

Любые черты заданного имиджа необходимо активно подчеркивать, демонстрировать. Но кроме прямых форм демонстрации есть косвенные. Одна характерная черта или свойство проявляется многообразно.

Например, аккуратность нотариуса проявляется не только в точном и тщательном нотариальном производстве, но и в свежести стрижки, начищенных туфлях, порядке в его конторе и др. Надежность нотариального делопроизводства внешне проявляется как в оформлении реестра, так и в наличии внушительных сейфов и металлических шкафов, приборов охранной сигнализации и пр.

Таким образом, напрашивается вроде бы неожиданное умозаключение: поскольку одно свойство имеет многообразные проявления, то имиджевую работу надо начинать с главных навыков, а затем переходить к отработке деталей. Однако в реальной жизни внутренняя работа идет рука об руку с внешней.

 

Опровержение негативного имиджа

 

Неправильные представления людей о нотариате и нотариусах и негативные образы опровергаются, в первую очередь, не декларациями, а делами и работой над имиджем. Необходимо также формулировать позитивную аргументацию.

(...)

 

 



[1] См. Нотариат и связь с общественностью, НВ, 2002, № 8, с.24

[2] для простоты используется условный термин “Клиент”, вместо правильного: “Лицо, обратившееся за совершением нотариального действия”

[3] Характеристики нотариата и нотариальных палат являются не сугубо индивидуальными, а идейно-индивидуальными (Р.А.)

Равиль Алеев
Написано в бытность мою членом Комиссии ФНП по имиджу


© Равиль Алеев, 2002



на ГЛАВНУЮ

Быстро и беспроблемно minecraft 1.6.1 скачать на компьютер с сервером.