НОТАРИАТ КАЗАХСТАНА
Верно сие!


Основные этапы становления современного нотариата в Республике Казахстан

В 1994 году была утверждена Государственная программа правовой реформы в Казахстане.

14 июля 1997 года был принят Закон "О нотариате".

В декабре 1997 года Министерством юстиции проведена аттестация государственных нотариусов республики.

Аттестация стала проверкой не только профессиональных знаний, но и ориентировала интеллект и психологию аттестуемых на рыночное мышление.

25 апреля 1998 года - были выданы первые лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.

С января по август 1998 года - разработано более 30 нормативных актов по вопросам нотариата.

В сентябре 1998 года - в г. Павлодар проведен первый республиканский семинар для нотариусов.

В 1998-1999 годы - для регулирования и координации частного нотариата в областях республики образованы новые органы управления - территориальные нотариальные палаты (ТНП).

18 февраля 2000 года - проведен первый учредительный съезд представителей территориальных нотариальных палат, по итогам которого была образована Республиканская нотариальная палата.

В целях повышения профессионального уровня нотариусов республики с декабря 2000 года по июнь 2001 года - проведены региональные семинары по вопросам наследственного права.

В августе 2001 года - приступил к реализации Проект ТАСИС "Правовая реформа в Казахстане: реформирование нотариальной системы".

В сентябре 2001 года - Республиканская нотариальная палата приняла участие на Международной конференции Союза Латинского нотариата в г. Афинах, в качестве наблюдателя.

Май 2002 года - Республиканская нотариальная палата приняла участие в Международном симпозиуме "Социальная роль нотариата в странах Восточной Европы, Российской Федерации и СНГ".

По данным на 30.06.2003 года в республике осуществляют нотариальную деятельность 143 государственных и 1007 частных нотариусов.

Июнь 2002 года - Республиканской нотариальной палатой совместно с Министерством юстиции разработан и внесен Законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О нотариате", направленный на дальнейшее развитие системы нотариата в стране.

Перед государством в настоящее время стоит задача дальнейшего совершенствования действующего законодательства в сфере нотариата, улучшения профессионального уровня нотариусов, что позволит повысить статус и социальный имидж этой категории служащих Фемиды.

5 мая 2003 года - принят Закон "О внесении изменении и дополнений в Закон РК "О нотариате". Законодательное закрепление получило признание того, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Отныне нотариат определяется как публично - правовой институт и законодательно закрепленная система защиты интересов физических и юридических лиц. Подобное отношение к нотариату является, с точки зрения мировой практики, наиболее правильным, так как в большинстве развитых стран мира система нотариата ставится в один ряд с судебными органами в разрезе его значимости для общества и выступает как одна из инстанций, осуществляющих защиту законных прав граждан и юридических лиц.

Перепечатка с сайта Республиканской нотариальной палаты Казахстана http://notariat.kz

******

Новости нотариата Республики Казахстан
(материал подготовлен Айгуль Абиловой)

1. Нотариусы пришли к ценовому консенсусу

Как известно, в Закон Республики Казахстан О нотариате были внесены изменения и дополнения. Новый закон начал действовать с 20 мая. Отныне оплата нотариальных действий частных нотариусов осуществляется по единым ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленным Налоговым кодексом республики. Стало быть, сейчас уже не действуют договорные цены у всех нотариусов стоимость услуг одинакова. Теперь за составление проектов и нотариально удостоверяемых документов оплата взимается по ставкам, утвержденным правлением Нотариальной палаты 19 мая 2003 года. Об этом нам сообщили специалисты Управления юстиции и Нотариальной палаты Астаны. Соб. инф.

2. 06.03.2003 15:09:00

Комитет Сената по законодательству и правовой реформе, обсудил и рекомендовал внести на пленарное заседание палаты представленные вице-министром юстиции Ираком Елекеевым законопроекты по внесению изменений и дополнений в Закон РК "О нотариате" Сегодня комитет Сената по законодательству и правовой реформе, обсудил и рекомендовал внести на пленарное заседание палаты представленные вице-министром юстиции республики Ираком Елекеевым законопроекты по внесению изменений и дополнений в Закон РК "О нотариате" и в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) по вопросам нотариата. Предлагаемые изменения и дополнения, подчеркнул докладчик, направлены на упорядочение деятельности частных нотариусов и устранение законодательных пробелов, препятствующих дальнейшему развитию и укреплению нотариата, повышению его значимости, качества и доступности для населения, особенно сельского. Обсуждая один из важнейших аспектов законопроекта, заместитель председателя комитета Кабдыгали Ахметов подчеркнул, что для носящей особый характер деятельности нотариусов неприемлемы такие определения, как "предпринимательская" и "не предпринимательская", поскольку она является законодательно закреплённой системой защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Сенатор также считает, что для совершенствования данной деятельности необходимо внедрить традиционные для всего мира элементы частного нотариата - изображения государственных символов на личных печатях нотариусов, гарантирующий фиксированные цены государственный тариф стоимости услуг и независимую самоорганизацию в территориальные и республиканские нотариальные палаты.
Казинформ, Астана 3. ПЛЕНАРКА ПАЛАТЫ (30 ЯНВАРЯ В МАЖИЛИСЕ, утреннее заседание)

НОТАРИУСАМ НЕОБХОДИМ ЧЕТКИЙ СТАТУС
Астана, 30 января. Сегодня, 30 января, пленарное заседание под председательством Жармахана Туякбая,начатого на вечернем заседании 29 января, продолжило свою работу с обсуждения проекта Закона LО внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан LО нотариате¦. По сообщению заместителя министра юстиции Ирака Елекеева, законопроект Правительства направлен на устранение допущенных недоработок в действующем законе, а также пробелы, выявленных правоохранительной практикой. В частности, усиливаются меры, предъявляемые к профессиональным знаниям и опыту претендента на право занятия нотариальной деятельностью. Предусмотрены положения, при которых лицо не может быть нотариусом. Уточняются положения органов юстиции и нотариальных палат. Расширяются основания для приостановления, отзыва и прекращения действии лицензии нотариуса . При обсуждении проекта закона у депутатов вызвали дискуссии следующие позиции: считать ли нотариальную деятельность предпринимательством; квалификационные требования для стажеров, которые должны в обязательном порядке иметь лицензию; частота прохождения аттестации в Аттестационной комиссии юстиции; требование о том, чтобы нотариус не занимался другой предпринимательской деятельностью. По всем этим вопросам высказывались различные точки зрения, особенно по тому, считать ли нотариальную деятельность предпринимательством. Руководитель рабочей группы Рахмет Мукашев в доказательство что это все-таки не предпринимательство, привел высказывания ведущих ученых-юристов Басина, Диденко, Сулейменова. Депутат Хайролла Ережепов процитировал письмо практиков-нотариусов из Мангистауской области. Народные избранники Татьяна Квятковская, Шаймерден Уразалинов, Аскар Кабанбаев, Жазбек Абдиев подчеркивали, что данная норма является одной из концептуальной в проекте закона. С учетом полярных мнений предложили отправить его на доработку в комитет Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе. Постатейное обсуждение проекта закона сняло все разногласия. Большинством голосов проект закона был одобрен и направлен на рассмотрение в Сенат. Принят в целом проект Закона Республики Казахстан LО внесении дополнения в Гражданский кодекс (Особенная часть) по вопросам нотариата.

4. Министерство юстиции планирует отметить институт лицензирования адвокатской и нотариальной деятельности. Об этом заявила глава ведомства Загипа Балиева. Сейчас в министерстве разрабатывается законопроект. Отмена лицензирования призвана снизить количество коррупционных правонарушений в системе органов юстиции. Также планируется ликвидировать институт государственных и частных нотариусов. Ему на смену придёт просто институт нотариата. Сообщает Казахстан тудей.

5. По сообщению ЦентрАН в декабре 2005 года Минюст Казахстана планирует внести на рассмотрение парламента Республики поправки к закону "О нотариате". Министр Загипа Балиева считает, что вопросов в этой сфере накопилось много. К примеру, стоит ли ограничивать количество нотариусов и вводить минимальный возрастной ценз, как это практикуется во многих странах мира. Другой вопрос - как законодательно закрепить деятельность нотариусов в сельских, особенно отдаленных, районах. Есть претензии к самим нотариусам. В частности, по изготовлению печатей. Сейчас они могут заказать их в любой типографии. Министерство намерено взять изготовление и регистрацию печатей на себя.

6. Минюст РК подготовил пакет предложений по созданию в Казахстане института Латинского нотариата
Kazakhstantoday

Министерство юстиции РК подготовило пакет предложений по созданию в Казахстане института Латинского нотариата и присоединению РК к международному договору Латинского нотариата. Об этом корреспонденту KZ-today сообщила пресс-служба министерства сегодня, 4 декабря. Основной целью данных предложений является расширение возможностей деятельности казахстанских нотариусов и использования документов казахстанских предприятий и граждан в международной юридической практике. В настоящее время, по мнению специалистов министерства, частные нотариусы в Казахстане находятся ?на положении юристов третьего сорта, чьи действия может поставить под сомнение адвокат или судья. С точки зрения законодательства РК, государство подходит к их деятельности, как к частным предпринимателям, извлекающим выгоду из своего занятия. Таким образом, с точки зрения Латинского нотариата, смешиваются интересы государства и частного предпринимателя. Институт Латинского нотариата предполагает кардинальное расширение полномочий частных нотариусов и повышение их статуса до уровня государственных служащих и судей, исходя из принципа, что ?нотариус является должностным государственным служащим, выполняющим государственные функции, имеющим право использования государственной символики, но находящийся на самофинансировании. В частности, предполагается, что частные лица и организации должны обращаться к услугам нотариусов во всех случаях возникновения хозяйственных отношений и изменений прав на недвижимость и другие материальные ценности, создания новых предприятий, заверения их устава, заключения сделок и другое, при этом проверку правоспособности сторон должен осуществлять сам нотариус. Решения нотариусов должны рассматриваться на уровне решений судей. Наделяя частных нотариусов столь широкими полномочиями, минюст намерен жестко ограничить возможности желающих на получение этого статуса. Для занятия нотариальной деятельностью предполагается ввести такие требования, как опыт работы, стаж в судебной системе или адвокатской практике и другие.

7. Источник цитаты (орган): Сайт газеты "Мегаполис" (http://www.megapolis.kz) [19.11.2005]
Министерство юстиции ударит в первую очередь по женщинам-нотариусам, которые сейчас преуспели в жизни?
Под крылом государства
¦ 45 (258) от 14.11.2005
Ксения МИХАЙЛОВА, Алматы
Новый проект подчиненных и единомышленников Загипы Балиевой заставляет нотариусов пить успокоительное и молить о чуде. По их мнению, законопроект Министерства юстиции LО внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам нотариата¦ создает не только поле для коррупции, но и посягает на независимость нотариусов. 9 ноября состоялся внеочередной Съезд представителей территориальных нотариальных палат. Республиканская нотариальная палата возлагает на это мероприятие большие надежды и надеется выработать единую позицию нотариального сообщества в отношении разрабатываемого законопроекта. Однако удастся ли нотариусам дать отпор Министерству юстиции, пока не ясно. Готовящийся новый законопроект уже вызвал немало споров и нареканий. Его уникальность еще и в том, что Lгора пошла к Магомеду¦. Не сами нотариусы, недовольные условиями работы или законодательной базой обратились в Минюст с инициативой внесения поправок, но, напротив, нотариусов поставили перед фактом. Предлагаемый вариант размыл и внес путаницу в действующее законодательство о нотариате, сказано в заключении нотариальной палаты Алматы. На современном этапе расформирование государственного нотариата является нецелесообразным и преждевременным, вынесли свой вердикт юристы. Закон, который действует сейчас, построен на принципах латинского нотариата, и согласно ему нотариат не может быть государственным и входить в систему правоохранительных органов государства.
Дешевле не развивать, а ликвидировать
Новый законопроект предполагает ликвидацию Lгосударственных нотариусов¦ и соответственно отказ от слова Lчастный¦. Впрочем, сказать, что государство сэкономит на этом большие деньги, сложно. За восемь прошедших лет с принятия Закона LО нотариате¦ Министерству юстиции удалось развить систему, состоящую всего из 16 нотариусов, 12 из которых действуют в Алматы, два в Таразе и два в Уральске. Эти нотариусы отличаются от частных тем, что они получают из бюджета фиксированную заработную плату, взамен передавая всю пошлину за совершение нотариальных действий государству. Теперь же останутся просто нотариусы, которые будут подчиняться непосредственно Министерству юстиции. Законопроект поставил по существу частный нотариат на позиции государственного нотариата. Он наделяет органы юстиции правом перевода частного нотариуса из одного округа в другой. При этом даже не требуется согласие нотариуса, говорится в заключении Алматинской нотариальной палаты. В случае принятия законопроекта каждый нотариус должен быть на чемоданах: вдруг органы юстиции захотят отправить его в отдаленное село для оказания услуг местному населению? Теоретически сельские районы нашей республики охвачены юридической помощью. В рамках госпро-граммы по развитию сельских территорий были предусмотрены 574 единицы нотариуса. Но на деле 146 позиций остаются вакантными. Ехать в село и там работать никто не хочет, рассказывает о сложившейся вокруг законопроекта ситуации юрист Игорь Петраков, эксперт от отдела законодательства мажилиса парламента РК I созыва, принимавший непосредственное участие в разработке Закона LО нотариате¦. Сейчас частный нотариус содержит все за свой счет: помещение, помощников, архив. В случае перевода из крупного города в село нотариус станет банкротом. По мнению юристов, государство вместо того чтобы обеспечить юридическую помощь сельскому населению, со своей стороны, решило сделать это за счет частных нотариусов. В интересах бюджета невыгодно содержание нотариусов в некоторых отдаленных сельских регионах. Государство понимает, что потребность в нотариальных услугах может возникать редко в связи с малонаселенностью и отсутствием гражданского оборота, говорят представители нотариальной палаты. Но разработчик считает, что проблему решить можно, достаточно перекинуть это бремя на плечи частного нотариуса. Это право гражданина обратиться ему к государственному или частному нотариусу, продолжает рассказывать Игорь Петраков. У нас еще сохранились люди, которые говорят, что доверяют только государственным служащим. Теперь же такого выбора не будет.
Количество, не перерастающее в качество
Сейчас в Казахстане работает 1341 нотариус, из которых 1000 женщины. Так в Алматы трудятся 230 женщин и 37 мужчин, в Астане соотношение 93 женщины и 20 мужчин. Министерство юстиции ударит в первую очередь по женщинам-нотариусам, которые сейчас преуспели в жизни, говорит Игорь Алексеевич. Согласно статистике 80 процентов нотариусов заключили договоры ипотечного займа, чтобы открыть конторы. И фактически они привязаны к определенному месту. Минюст же теперь берет на себя инициативу по переводу нотариуса совсем в другое место, но не берет при этом ответственность. Более того, опасается юридическая общественность еще и того, что Минюст собирается самостоятельно регулировать число нотариусов. Сейчас их количество напрямую зависит от численности населения в республике. Остается вероятность того, что они могут чрезмерно увеличить количество нотариусов, например, в Алматы. Это сразу ударит по карману частных нотариусов, потому что искусственно будет создана жесткая конкуренция. Или, например, резко сократят их число. А законом не регулируется, как нотариусу быть дальше, говорит о подводных течениях нового законопроекта Игорь Петраков. Ходят слухи, что на самом деле проблема в том, что Министерство юстиции по какому-то недосмотру выдало 200 лишних лицензий. Но новоиспеченные нотариусы ехать в села, где есть вакансии, не желают. А потому им ничего не остается как сидеть и ждать, когда освободится Lтепленькое¦ местечко в Алматы или Астане. За 8 лет ни один нотариус не пришел к чиновнику и не попросил помощи, говорят нотариусы. А сейчас они способны так расшатать сложившуюся систему, что нотариусы первыми пойдут в суды. Подрывает новый закон и такую важную составляющую всей нотариальной деятельности, как независимость. Нотариус кровно заинтересован соблюдать законы. На основании своей независимости он и подтверждает подлинность документа. А тут он будет напрямую зависеть от органов юстиции, делится соображениями Игорь Петраков.
Дуэли на лицензиях и печатях
Недовольны представители нотариальной палаты и отменой института лицензирования. Разработчики предлагают передать территориальным органам юстиции контроль и функции наделения полномочий. Нотариат не входит в систему государственных органов. Соответственно статус нотариуса не может производиться, как у обычного должностного лица государственного органа, протестуют юристы. Взамен обещают выдачу свидетельств и экзамен на подтверждение квалификации, который будет проходить раз в пять лет. Однако, если раньше лицензия выдавалась пожизненно, то теперь они готовы сделать состав нотариусов республики постоянно обновляемым, говорит Игорь Алексеевич. Не совсем понятна и ситуация с печатью, которая сегодня имеется у каждого нотариуса. Несмотря на то, что нотариус действует от имени Республики Казахстан, гербовую печать Минюст почему-то выдавать не хочет, сетуют нотариусы. Сейчас же в новом законопроекте вопрос с печатью становится еще более размытым. Инициаторы проекта предлагают узаконить процедуру сдачи личной печати нотариуса следующим образом: LЛицо, у которого прекращены полномочия или упразднена должность, как нотариуса, обязан сдать личную печать (т. е. одну штуку) и нотариальные документы в территориальный орган юстиции и нотариальную палату (т. е. в два органа) соответственно в течение 10 дней¦, недоумевают представители нотариальной палаты. Некоторые юристы выражаются значительно более резко: такое чувство, говорят, что законопроект писал враг народа. Отказ от государственного нотариата у нас происходит по очень интересной схеме. По мнению юристов, весь частный нотариат в соответствии с предложенным законопроектом станет государственным, хотя формально носить такого названия не будет. Впрочем, нотариусы не отчаиваются. И очень верят, что им удастся повлиять на разработку законопроекта, чтобы защитить прежде всего свои интересы.

05.05. 2006 Kazinform
05.05 / 12:42 Реформы нотариата: произойдет ли «перезагрузка» системы?

АСТАНА. 5 мая. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - Долгие дискуссии о реформе нотариата, наконец, обретают более четкие законодательные контуры. Министерство юстиции и республиканская нотариальная палата предлагают на суд юридического сообщества два варианта Концепции развития нотариата в РК.

Не столь отличные между собой, оба варианта концепции способны радикально изменить саму правовую основу деятельности нотариата и теперь уже, как утверждают разработчики, в «полном соответствии с принципами Международного союза латинского нотариата», в членство которого Казахстан стремится попасть на протяжении последних восьми лет.

Многие годы нотариат находился на периферии правовой системы, а сами нотариусы исполняли, по сути, роль технических клерков, заверяющих подлинность подписей и документов. Между тем, потенциал нотариата в развитых странах используется куда шире и эффективней, чем это прописано в нашем законодательстве. Реалии жизни требуют ощутимых корректив, однако действующие нормы на этом поле полны противоречий и «белых пятен».

Разработка этого документа преследует главную цель – определить статус нотариата в правовой системе государства через признание этого института публично-правовым со всеми вытекающими последствиями. А они достаточно серьезны.

Во первых, предполагается отмена лицензирования нотариальной деятельности. Теперь эта процедура, которая периодически становилась «яблоком раздора» между частнопрактикующими нотариусами и уполномоченным органом, по определению министерских чиновников, представляет собой «громоздкий, не оправдывающий себя механизм с массой бюрократических проволочек» и, добавим ради справедливости, – коррупционными моментами.

На смену лицензированию предлагается ввести «наделение нотариуса полномочиями от государства», что означает, по сути, начало действия новой схемы правоотношений между государством и нотариатом. При этом, как подчеркивается в проекте концепции, лишение полномочий может быть осуществлено только в судебном порядке. Также понятно, что от имени государства выступает тот же уполномоченный орган, за которым будет закреплено это «право наделения».

Тут следует сказать еще об одном важном ожидаемом новшестве – ликвидации государственного сектора в нотариате, что станет следствием перехода к единой свободной форме нотариата. Однако говорить о «свободном плавании» нотариусов можно лишь условно, поскольку, как это обговорено в концепции, конкурсные и прочие квалификационные требования со стороны государства к претендентам на кресло нотариуса будут повышены.

По данным Минюста, за последние три года численность государственных нотариусов в республике уменьшилась с 143 специалистов до 16. Столь массовый исход нотариусов из стана госслужащих министерство мотивирует тем, что слишком непривлекательно в рыночных условиях выглядит их жалованье в размере 20-25 тысяч тенге. Опять-таки в сравнении с их коллегами-частниками, которые имеют куда более солидные доходы. Другие причины сводятся к экономической нецелесообразности их содержания за счет бюджета в той ситуации, когда самим гражданам практически безразлично, какой – государственный или частный - нотариус оказывает им услуги.

Если ставки у всех нотариусов одинаковы, их действия имеют одинаковую юридическую силу, стоит ли делать ограничения и городить плетень там, где он, собственно, не нужен, - приходят к выводу в министерстве. Однако здесь найдется много и спорных моментов.

Уместно напомнить, что наличие, а скорее, отсутствие нотариусов на селе – больная мозоль на теле нашей в целом исправной «системы оказания юридических услуг населению». Почему горожанину позволительно иметь в каждом доме по нотариальной конторе, а сельчанину во всей округе не сыскать ни одной? Судя по числу «хронических» вакансий в сельской местности – их на сегодня 223, мало кто торопится занять эти «кресла». Однако так ли это на самом деле?

Ведь для нашего по большей части безработного села упомянутая зарплата госнотариуса тоже не очень плоха. Другое дело, что он, возможно, не приносил бы казне столько, сколько тратится средств на его содержание. Однако найдутся ли добровольцы среди частников, кто вздумает променять городскую клиентуру на сельский рынок. Понятно, что запредельная мечта каждого нотариуса – сидеть на самом оживленном перекрестке шумного мегаполиса. Умным и справедливым регулятором интересов и населения, и самих нотариусов должен выступить не кто иной, как государственный уполномоченный орган.


Если нотариус признается публичным должностным лицом, вовлеченным в систему оказания государственной юридической помощи, то к печати с изображением госгерба прибавляется еще большая ответственность за совершаемые действия, и контроль государства на предмет законопослушания отдельно взятого нотариуса обретает еще более бескомпромиссную форму. Кроме того, наделяя полномочиями, государство берет на себя право регулировать численность нотариусов, жестко устанавливать ставки оплаты нотариальных услуг, и главное, - закреплять своих «назначенцев» на определенной территории волевым решением.

Как и следовало ожидать, вопрос придания нотариусу статуса независимого представителя государства порождает сегодня массу споров – теоретических и профессиональных. Некоторые ученые апологеты полагают, что не следует менять положение нотариусов, а тем более, вносить какие-либо концептуальные изменения в законодательную базу.

Сами нотариусы выражают недовольство по поводу нарастающей диктатуры со стороны уполномоченного органа, который пытается «путем наделения полномочий» снова подмять интересы нотариусов, которые в экономическом отношении остаются на вольных хлебах, финансово независимыми от госбюджета. Однако юристы-практики настаивают на устранении противоречий, возникших на стыке частных и государственных интересов в сфере гражданско-правовых отношений.

Но истина, думается, лежит ближе не к тем, кто оказывает эти услуги, и не к тем, кто осуществляет контроль за ними, а ближе к интересам того самого гражданина, который обратился за юридической помощью, и оказана она должна быть без обмана, на квалифицированном уровне, по доступной цене.
А уж как обеспечить такую помощь –зависит от обоюдной ответственности государства, которое берется раздавать полномочия, и того нотариуса, который по закону отвечает за свои действия всем своим имуществом.

Один из авторов концепции, начальник управления Комитета по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению Министерства юстиции РК Мугульсум Амирова считает, что пришло время упорядочить взаимоотношения государства и нотариата, отразив это соответствующим образом в законодательстве.

- Теория не должна бежать за практикой, которая давно диктует свои правила. До сих пор институт нотариата никак не был вписан в правовую систему Казахстана, как бы это абсурдно ни звучало. Восемь лет назад у нас был принят один из самых «рыночных» законов о нотариате, где прописано, что нотариат – это институт, обеспечивающий законность в условиях рыночных экономических отношений. Этот закон выступал приводом рыночной экономики, он был порождением своего времени, тех процессов, которые происходили тогда в обществе. Сегодня мы готовы признать ошибочность своих выводов о том, что нотариат – один из видов предпринимательской деятельности.

Во времена Союза ССР не было таких дилемм, поскольку был только государственный нотариат, который являлся, безусловно, частью государственной системы. Сегодня мы намерены прийти к единой свободной форме нотариата, исключив из юридического лексикона само понятие – частный нотариус. Первая наша задача - признать нотариат публично-правовым институтом. Почему здесь возникают споры?

Мы не можем определиться, куда отнести нотариальное право – к частному или публичному? Публичное право является, как известно, синонимом государственного. Так получается, что государство возлагает на нотариуса определенные функции, хочу отметить - никто другой исполнить их не сможет - по оказанию юридической помощи гражданам, однако акты, которые он удостоверяет – это частные акты. Здесь теряется логика правоотношений.

Мы пытаемся вычленить нотариат из недр гражданско-процессуального права, и этот процесс, разумеется, сопровождается войной знаний в юридической среде. Но речь отнюдь не идет о противостоянии уполномоченного органа, нотариусов, либо кого-то еще.

Если мы сможем прописать в законе новый статус нотариата, тогда нотариальная деятельность будет признана публично-правовой деятельностью, что относится к сфере государственных функций, носитель этой функции становится публичным лицом. Следом автоматически это позволит заметно расширить поле деятельности нотариусов, легализовать еще ряд функций, которые нотариат выполняет в развитых странах, – правоохранительные, фискальные, в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании деятельности акционерных обществ.

Сегодня наши нотариусы выполняют минимум нагрузки, и ответственность их столь же ограничена. Однако мы также понимаем, что возложение на нотариуса дополнительных функций требует по закону от него адекватной экономической состоятельности. Поэтому, но, могу заверить, не в ближайшем будущем, встанет вопрос о повышении нотариальных ставок.

Грядущие реформы нотариата правоведы связывают с повышением статуса и роли нотариусов, которым теперь предлагают жить по цивилизованным правилам латинского нотариата. В нотариальном сообществе республики концептуальные предложения Минюста вызывают весьма противоречивые мнения. Если нотариусы готовы поддержать курс министерства на повышение юридического веса нотариата через признание его публично-правовым институтом, то механизм отбора кадров, который возникает вследствие «наделения полномочий», вызывает опять-таки большие сомнения.

Теперь нотариусы выступают, скорее, за сохранение ныне существующей системы лицензирования, поскольку, как они полагают, новый порядок «наделения и лишения полномочий» поставит их в еще более бесправное положение перед уполномоченным органом. К слову сказать, злополучный «кадровый вопрос» между нотариатом и Минюстом был уже два года назад предметом разбирательств в Конституционном суде. Тогда, помнится, решением этого высшего судебного органа удалось отменить повторную аттестацию нотариусов, признанную антиконституционной. Но в этот раз все заворачивается куда серьезней.

По мнению председателя Республиканской нотариальной палаты Аллы Аленовой, представители Минсюта лукавят, когда говорят об устранении процедуры лицензирования - как пережитка прошлого, бюрократического подхода.

- На самом деле Минюст упрощает для себя все тот же кадровый механизм назначения и увольнения нотариусов, ведь сегодня действительно очень сложно добиться отзыва лицензии. При этом, хочу отметить, что уполномоченный орган откладывает в долгий ящик по- настоящему назревшие вопросы развития нотариата – о создании госархивов для документации, ревизию многочисленных подзаконных актов, регулирующих деятельность нотариата, выдвигая на первый план именно «наделение полномочий» и отмену лицензирования. Хотя последние нововведения не способны изменить к лучшему само ведение нотариальной практики.

Судя по всему, отечественная телега нотариата, запряженная одной идеей, но разными методами их достижения, стоит на решающем перепутье. Куда она двинется – к тем высоким ориентирам, которые обозначены в документе, либо скатится назад – вопрос риторический. Ясно одно – пытаясь перекладывать на нашу действительность самые передовые модели различных западных схем, в особенности, в области построения отношений между государством и обществом, мы должны делать скидку на наш человеческий фактор, который все может обыграть и обернуть в свою пользу.

Главное, не забывать, что все эти дискуссии вокруг лицензии, аттестации и повышения статусов должны возыметь результат. По статистике, в прошлом году в республике было совершено 8 млн. нотариальных действий. Никем не подсчитано, к сожалению, сколько сделок, незаконно заверенных нотариусами, обернулись судебными исками. Известно, что количество их растет год от года. Вот когда эту статистику удастся повернуть вспять, наверное, можно констатировать успех в деле продвижения реформ нотариата.


mirnot.narod.ru, 2005


Вернуться в МЕНЮ

на ГЛАВНУЮ

Частный детский центр развития ребенка и творчества в Умнице