(…)Как внешняя сторона табеллиональных документов, так и внутренняя, одинаково важны для изучения табеллионата. Первая слагается из письменного материала, формата, языка и шрифта их, вторая из конструкции текста.
Письменный материал
(…) Прежде нежели вошли в употребление папирус и пергамент, документы писались на деревянных дощечках, носивших название caudex (отсюда codex). …Способ письма состоял или в том, что на них буквы [вырезали] острым стилем (stylus), или в том что дощечки покрывали слоем краски и изображали на ней письмена, или же наконец они покрывались воском с внутренней стороны, на которой писали также посредством стиля. Этот способ представлял то удобство, что при помощи тупого конца стиля легко можно было зачеркивать написанное (extabulare). Мы имеем прямые указания источников, что не только тестаменты, но и контракты писались на таких таблицах. Они обыкновенно прикладывались одна к другой, обертывались в холст, перевязывались и скреплялись печатью. Употребление их встречается еще в пятнадцатом столетии (…)
Употребительнейшим у табеллионов письменным материалом была египетская бумага (charta papyraica), которая приготовлялась из листьев египетского растения Cyperus papyrus. Плиний различает несколько сортов этой бумаги (…). Самым лучшим сортом считалась charta claudia как по качеству материала, так и по формату: она делалась в размере тринадцати пальцев (digitorum)[…]Первоначально римляне писали только на внутренней стороне папируса, но впоследствии стали писать и на внешней.
В письме [блаженного] Августина к Перегрину мы находим интересную заметку, что в письмах к лицам [высокопоставленным] не принято было писать на оборотной стороне бумаги и отступление от этого правила считалось равносильным оскорблению (…) Перенесение текста на оборотную сторону бумаги в правовой сфере первоначально считалось настолько недозволительным, что Цицерон иски на основании документов такого рода называет прямо amentia (лат. amentia = безумие - прим. ред.) , но впоследствии и эти документы стали приниматься претором к судебному рассмотрению и служить основанием искомого права. Они назывались chartae opisthographae, adversariae. Дошедшие до нас равенские документы почти исключительно писаны на папирусе и за весьма немногими исключениями без перенесения на оборотную сторону листа.
Со времени вторжения арабов в Египет в 634 г. возделывание папируса приходит в совершенный упадок и вывоз его в Европу прекращается. С половины VII века документы на папирусе очень редки. Последний из них относится к 692 году. Только папская канцелярия находила возможным добывать папирусную бумагу из Сицилии и употребляла ее еще в продолжении нескольких столетий. Грубер и Мабилльон полагают, что употребление ее прекращается в XIII веке. Евстафий рассказывает, что секрет приготовления египетской бумаги, открытый рыцарем Лаудолини в Сиракузах, был потерян в XII столетии и считает это век последним по употреблению папируса в Европе.
После папируса употребительным у табеллионов письменным материалом был пергамент (membrana, charta membranica), выделывавшийся из кожи животных. Введение его в употребление при написании документов относится к 300 году от Р.Х. Название "пергамент" происходит от города Пергама (в нынешней Анатолии), где производилась лучшая выделка этого рода письменного материала. Пользованием сохранялась в Европе очень долго после изобретения употребляемой нами бумаги. Нотариальный устав 1512 года в [параграфе] 19 определяет, что нотариусы должны писать документы на пергаменте, а не на бумаге. (…) еще ранее мы находим такое же постановление императора Фридриха II 1221 года (…)
Кроме папируса и пергамента в Риме употреблялась еще бумага, выделывавшаяся из коры - cortex, tilia. О ней упоминается в Дигестах (…). Кроме того употреблялся для письма особо приготовленный холст - linteum, carbasum.
Из второй главы XLIV новеллы мы узнаем, что римлянам была известна гербовая бумага.
Табеллионы обязаны были употреблять при переписке документа набело бумагу, которая содержала в себе protocollum, то есть находившееся на верзней части листа значение имени "Comes sacrarum largitionum" и времени изготовленя бумаги. Означение имени Comes, по мнению Куяция, объясняется тем, что под его непосредственным надзором находились бумажные фабрики - chartirae. Новелла строго воспрещает табеллионам [отрезать] от листа protocollum. Впрочем, употребление ее было обязательным только для константинопольских табеллионов, как потому, что важнейшие сделки совершались в столице, так и потому, что подобного рода бумагу можно было всегда найти лишь в Риме и Константинополе, ибо chartariae существовали только в столицах. Об употреблении ее в средние века нет никаких свидетельств.
Формат римских документов определялся прежде всего форматом письменного материала. Документы на дереве имели большей частью квадратную форму, тогда как на папирусе и пергаменте продолговатую. Весьма часто листы скреплялись между собой в длину и закручивались в свиток. (То место, на котором один лист прикреплялся к другому, называется commissum). В конце его приделывалась палочка, [вроде] скалки, из букового дерева, а иногда из слоновой кости, прикреплявшаяся к свитку особыми застежками - apices и служившая для навертывания свитка. Кроме того, он обертывался еще в кожу или в твердую бумагу и прошнуровывался. Объем документа на папирусе достигал иногда трех аршин в длину, как это видно из равенских документов.
Мы должны сделать одно не лишенное исторического интереса замечание относительно чернил, употреблявшихся табеллионами. Табеллиональные документы должны быть написаны черными чернилами, которые римляне приготовляли из особенного рода сажи, [жженого] дерева и меда, или из отвара морской рыбы - sepia. Только императоры при подписании своего имени могли употреблять пурпуровые чернила, sacrum encaustum, приготовлявшиеся из пурпурных раковин. От них отличались особого рода цветные чернила - encaustum rubrum, которые употребляли в качестве привилегии ректоры провинций, что представлено было, впрочем, и ветеранам. По постановлению императора Льва (470 года), как приготовление пурпуровых чернил частными лицами, так равно и употребление их наказывалось смертной казнью.
Язык
Язык табеллиональных документов был первоначально латинским, но по мере того как путем обычая и положительного закона греческий язык был принят в употребление в судах и вообще в юридических сделках, табеллиональные документы в случае надобности могли быть написаны и на этом языке.
(…)
Шрифт
Графическая сторона их представляет много особенностей (…) Разнообразные шрифты, сохранившиеся до нас на каменных и металлических памятниках классического времени, а равно и в манускриптах ars diplomatica (наука дипломатии - прим. ред) подвела под некоторые виды, точно обозначив характеристическую особенность каждого из них. Она разделяет их прежде всего на litterae majusculae и minusculae, различающиеся по объему: majusculae большие, minusculae - малые буквы. Первые она подразделяет опять на litterae capitales et unciales, последние - на minutae и cursivae. Litterae capitales состоят из правильных геометрических линий без вякого наклона или закруглений; unciales же представляют некоторую наклонность. Litterae minutae суть малые, почти прямолинейно вытянутые буквы, обыкновенно более или менее отделенные между собой, допускающие некоторую округленность; напротив cursivae (курсивные - прим.ред)суть лежачие и разбегающиеся, переплетающие одна другую и, при известной степени закругленности, более остроконечные, нежели minutae. Капитальное и унциальное письмо мы встречаем преимущественно на каменных и металлических памятниках. Впрочем, есть целые документы, написанные капитальным и унциальным шрифтом, что составляет большую редкость.
В развитии всех этих родов шрифта лежало одно основание - упрощение и облегчение процесса письма. Несомненно, что litterae capitales представляют первый фазис в развитии графического искусства. По своей прямолинейности, чуждой всякого наклона, они наиболее соответствовали той эпохе, когда письменным материалом служили деревянные дощечки и письмен вырезались на них острым инструментом. С другой стороны, они легче высекались на камне и металле, чем и обусловливается господство их на каменных и металлических памятниках. Потребность упростить и облегчить письмо привела к наклонности и некоторому закруглению очертаний капитальных букв - явились litterae unciales. Стремление к еще большей простоте и легкости письма вызвало scriptura minuta. В этом шрифте пропорция частей букв изменена; они удлинены, более или менее, вверх или вниз. Рядом с ним возник для употребления в обыденной жизни шрифт, который также упростил, хотя еще в большей степени, отдельные буквы, но без всякой тенденции создать новые однородные с прежними формы, стремившиеся лишь к более быстрому изображению звуков и допускавший ради этой цели разнообразные очертания и связь многих букв одной чертой - это курсив, встречаемый в восковых таблицах, документах и отчасти в надписях на стенах в Помпее. Закругленность и в то же время остроконечность штрихов, их наклонность, отсутствие строго определенной формы букв, связь одной с другими в одном штрихе, все это вполне облегчало и упрощало процесс письма. Scriptura minuta, господствующая в литературных памятниках, отличается как стереотипной формой отдельных букв, так, главным образом, и самостоятельностью их, тогда как в курсиве каждая буква через постоянное соединение с предыдущими или последующими принимает многообразные формы, если не в целой конструкции, то по крайней мере в очертаниях некоторых своих частей. Связность и постоянное сцепление одной буквы с другой в классическом курсиве так велика, что только при особом навыке и упражнении в письме этого рода чтение его делается возможным. Эти два признака, величайшая связность и сцепление, отделяют классический курсив от курсивного письма последующего времени. Если сравнить с ним, например, франкский курсив, которым писались документы в каролинский период, то нельзя не заметить в последнем отсутствия постоянного переплетения букв одной чертой и несравненно большую самостоятельность каждой из них, что приближает его к минутному шрифту. Это последнее замечание получает еще большую достоверность, если принять в соображение, что scriptura minuta после падения западной римской империи была воспринята варварами, сначала осевшими на итальянской почве, а потом и другими. У каждого из них она приобретала с течением времени более или менее национальный характер и обособление. Так явились scriptura gotica, longobardica, francogallica, saxonica, которые встречаются главным образом в документах, но перенесены и в манускрипты.
Сохранившиеся до нашего времени подлинные документы равенских табеллионов писаны классическим курсивом. Особенность этого шрифта так велика, что нет ничего удивительного, если, по свидетельству Марини, в ученом мире долгое время считали их [арабскими манускриптами]. Образец табеллионального письма издан нами в приложении (в данной публикации образец не приводится - прим.ред).
Еще в древних памятниках мы встречаемся со знаками римской интерпунктуации: точкой, двоеточием и коммой. Точка ставилась вверху, в середине или внизу. В табеллиональных документах нет никаких знаков интерпунктуации и слова следуют в них одно за другим без всякого промежутка, тогда как на металлических и каменных памятниках мы встречает точки, отделяющие почти каждое слов одно от другого.
К особенностям табеллиональных документов относятся также сокращения слов при письме. Их два вида: сиглы и тиронские знаки. Об употреблении последних (…) прибавим, что в равенских документах чаще всего они встречаются в начале текста. Сиглы, в строгом смысле, суть начальные буквы, употребляемые вместо целого слова. Римляне пользовались ими преимущественно в юридических документах, отсюда название их: notae juris.Как скоро число сокращений достигло значительных размеров, явилась необходимость в различении слов, начинавшихся одними и теми же буквами, для чего вместе с первыми буквами стали вноситься в сиглы буквы из середины или конца слова, так например: DS - Deus, DNS - dominus, KLDS - kalendas и т.д. На образование этих позднейших сигл оказывали значительное влияние тиронские знаки, из комбинации которых с сиглами образовалась в пятом веке новая система сокращений notae lugdunenses. Кроме того, тиронские знаки были употребляемы для известных слогов и главным образом для окончаний и здесь соединялись с сиглами. Наконец, как в notae tironianae большой знак соединялся в различных формах с малыми вспомогательными , так и к начальным буквам слова стали присоединять, как сиглы, малые буквы и штрихи в различных очертаниях, чтобы посредством их различать одинаково звучащие слова. На этой комбинации сигл и тиронских знаков основываются все сокращения, встречающиеся в средние века.
Сиглы употреблялись римлянами иногда при изображении собственных имен. Женские имена, в отличие от мужских, обозначались начальной буквой, написанной вверх основанием (…) Повторение одних и тех же букв означает, что в данном слове понимается столько лиц, сколько раз повторена начальная или конечная буква, например: IMPP - два императора, IMPPP - три императора (…) В равенских документах всречаем особенно часто следующие сиглы: v.d. - vir devotus, q.s. - qui supra, n. - numero, q.m.p. - qui me praesente, cq.s.f. - cumque suscepta fuissent, q.q.t.et.p. - et qua quemque tangit et populum. Юстиниан запретил употребление сигл при переписке пандект и кодекса.
Для обозначения времени написания документ римляне употребляли и буквы. Юстиниан в новелле XLYII запрещает в этом случае употреблять в документах буквы не общеизвестные или древние (…). Со времени императора Василия обозначение времени буквами на востоке окончательно запрещено, на западе же этот способ встречается постоянно.
Перейдем теперь к рассмотрению особенностей внутренней конструкции [табеллиональных документов]. Вся она слагалась по формулярам, унаследованным от прежнего времени, которые широко охватывали отношения практической правовой жизни и доходили до таких мельчайших сделок, как продажа овощей, домашнего скота или найма [на] полевые работы. В них рассеяны формулы древнего права, давно уже вымершие или прямо отмененные законом, и потому не имевшие никакого смысла для той эпохи, в документы которой вносили их табеллионы. Внутреннее юридическое значение формуляров слабо; здесь объем как будто развивался за счет содержания. Та беспримерная точность, которую мы встречаем в древних формулярах, строгость, не дозволявшая вносить в текст их ни одного слова, лишенного существенного юридического значения в данном случае, словом та сила правового гения, которая в трех-четырех словах могла выразить юридическое существо целого института - все это чуждо формулярам. По выражению Дирксена, это только риторический аппарат.
Составление документов на основании формуляров есть всеобщее явление; они употребляются во всех государственных учреждениях; не только в императорских канцеляриях, но и в куриях они лежат в основании деятельности служилых писцов. Как видно из равенских актов, табеллионы до такой степени строго держатся формуляров, что утраченные от времени места из одного документа могут быть почти без ущерба восполнены из другого, тождественного с ним по содержанию. Эта приверженность к формуляру часто приводила их к бессмыслицам. (…)
Всматриваясь в конструкцию дошедших до нас подлинных табеллиональных документов, мы находим в каждом из них три части, ясно обособляющиеся одна от другой: а) введение, b) изложение предмета сделки и вытекающих из нее правоотношений, что принято называть "текст", c) заключение.
А) В состав введения входят: 1) формула воззвания к Богу, 2) означение времени совершения акта
1) XLVII новелла предписывает употреблять воззвание к Богу как необходимое начало каждого документа, выходящего из государственных учреждений, а равно и совершаемого табеллионом. В документах каролинского периода воззвание к Богу по больше части изображалось хризмою, состоявшей или из крестов, или из монограммы, или из сигл и тиронских знаков. В табеллиональных документах хризм не встречается; формула воззвания пишется в открытых словах; так, в дарственной записи на имя монастыря Св. Андрея, совершенной табеллионом в Риме, мы читаем: in nomine Dei Salvatoris nostri Iesu Christi (…) С XIII века формула воззвания употребляется весьма редко. Ее заменяет благочестивое пожелание вроде NN unuversis Christi fidelibus salutem in auctore salutis или просто notum sit omnibus и т.д.
2) До 313 года по Р.Х. римляне вели свое [летоисчисление] от построения Рима, а с этого времени по индикту (indictio)(…)
В 537 году вводится новый порядок. Табеллионы, равно как и все общественные учреждения, должны начинать акт с означения года царствования императора, затем имен консулов этого года и наконец индикта, месяца и дня (…). Это распоряжение о порядке означения года было строго соблюдаемо табеллионами. Во всех сохранившихся подлинных документов равенских табеллионов, совершенных после издания XLVII новеллы, мы встречаем однообразно повторяемое означение времени в следующем виде: Imperatore Domino nostro Justiniano P.P. Augusto, anno ………
(…) В табеллиональных документах находим указания на календы, ноны и иды. Календы есть первый день месяца. Ноны - пятый день в месяцах январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре, декабре; седьмой день в мае, июле, октябре и марте. Иды (день полнолуния) есть каждый тринадцатый день месяца, если ноны приходятся на пятый день, и пятнадцатый, если приходится на седьмой день. Счисление по календам, нонам и идам (…) встречается при Карле Великом и восходит до XII века.
В) Перейдем теперь к тексту. Он слагался так же из трех частей: а) введение (ingressus), содержащее в себе означение имен лиц, вступающих в сделку, а иногда и побудительных причин к заключению ее; b) изложение предмета сделки (propositio) и c) обеспечение исполнения по ней (confirmatio), заключающее в себе указание последствий неисполнения, определяемых самими контрагентами, иногда же одно только клятвенное обещание исполнить обязательство.
Прежде означения имен лиц, совершающих акт, в средневековых документах встречаются риторические рассуждения, не имеющие никакого отношения к предмету документа, иногда нравственные сентенции (…) В табеллиональных документах мы также встречаемся с этими благочестивыми рассуждениями, но лишь в завещаниях и дарственных в пользу церкви. Другие же документы, как например купчие, все без исключения тотчас за означением времени содержат указание на табеллиона и контрагентов.
До принятия христианства римляне употребляли три имени: praenomen, т.е. имя в собственном смысле, nomen, т.е. фамилию, которую большей частью составляло nomen gentis и [наконец] cognomen, прозвание, по которому фамилии известного рода отличались между собой. Со введением христианства древнеримские имена мало-помалу заменяются христианскими, причем часто встречается у одного и того же лица громадное скопление их (…) В равенских документах встречаются только имя и фамилия в соединении с титулом (spectabilis, illustris) или с обозначением должности и вообще официального положения лица (…)
Относительно титулов должно заметить, что в эпоху империи число их, искусственность и напыщенность достигают крайних пределов (…)
За означением имени и титула следует упоминание о правоспособности контрагентов к заключению документируемого договора, о том, что лица, совершающие акт, находятся в полном обладании гражданских прав - pleno или optimo jure и [также] указание на отсутствие всякого психического принуждения к вступлению в сделку (…)
За упоминанием правоспособности следует название самой сделки (…) Имущество,, составляющее предмет сделки, означается или в отдельных наименованиях вещей по роду и виду, или, как иногда встречается в завещаниях и дарственных, простым и точным указанием на известную часть его, подлежащую отчуждению (…). Совокупность недвижимых имений называется в документах massa (…). Означение цены имущества, не говоря о купчих, составляет принадлежность большинства дарственных записей и тестаментов.
За означением имущества и цены его во всех почти купчих содержится: 1) указание на происхождение права продавца на отчуждаемое имущество, т.е. по какому акту оно дошло к нему (…); 2) на передачу проданного имения, которая совершалась не всегда путем судебной делегации, но считалась состоявшейся, если, при фактическом обладании им и в акте выражено согласие на переход (…); 3) условие об очистках. Сюда входят: а) общее ручательство покупщику за свободное и ненарушимое владение со стороны продавца и его наследников (...); б)объявление, делаемое в купчей продавцом о том, что имущество не было прежде от него продано или заложено, не обременено казенными недоимками и частными долгами, никому ни в чем не укреплено, ни за что не отписано (…); в) обязательство уплатить покупщику известную сумму в случае изъятия имения из его владения (evictio), а равно и вознаградить его за все постройки, культурные и другие улучшения - juxta legum ordinem .
После этого, как в купчих, так и в дарственных, являются разнообразные побочные условия: а) сохранение за продавцом права на жилища в проданном имении; б) владение покупщика в качестве найма купленным имением до окончательной уплаты цены (...); в) предоставление отчуждающему пожизненного или срочного узуфрукта на отчуждаемое имение (…).
Последнюю особенность рассматриваемого нами отдела табеллиональных документов составляет укрепление договоров. Оно выражается различно: а) в большей части дарственных оно является в форме торжественной присяги в присутствии свидетелей, которые подтверждают своими подписями на документе не только то, что дар сделан был дарителем, но и самый акт присяги, скрепляющий договор (…). Во время присяги иногда [сам] документ клали на св. Евангелие(…); б) в других случаях как обеспечение [выступает] условный штраф.
С) Заключительная часть табеллиональных документов состоит: 1) из традиционной формулы, употреблявшейся во время классических юристов при написании стипуляций: stipulatus est N. N. Spopondit N. N. (…) Она встречается без изменений во всех табеллиональных купчих и только в дарственных несколько разнообразится; 2) из повторения означения времени совершения документов в формуле: actum Rav. Или Rom.Jmt. et. Die ssto.