
Очерк истории советского нотариата
Светлана ЗАЦЕПИНА,
нотариус г. Екатеринбурга
Революционный декрет о суде, опубликованный 24 ноября 1917 г.1, упразднил действующие судебные органы, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры, бережно сохранявшиеся Временным правительством, и заложил основы “нового”, советского суда.
Тесную связь с упраздненными судебными органами имел дореволюционный нотариат, игравший существенную роль в юридическом закреплении права собственности экономически господствующего и правящего класса. Однако в актах Советской власти, направленных, в первую очередь, на слом уже образовавшегося бюрократического аппарата, нотариат впервые был упомянут 25 марта 1918 г., когда Совет народных комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил “ныне действующее Положение о нотариальной части”, ввел новое Положение, объявил о муниципализации нотариальных контор; практически и фактически нотариальные конторы прекратили свою деятельность вслед за октябрьской революцией.
В период гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами гражданский оборот в стране был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе государственных органов; появилась даже тенденция к ликвидации нотариата.
Первоначально взамен закрытых нотариальных контор были созданы в ряде городов нотариальные отделы при местных Советах во главе с народными нотариусами, но затем Наркомюст РСФСР предложил их ликвидировать (циркуляр № 9 от 9 декабря 1918 г.), а функции распределить между соответствующими органами, исходя из их компетенции (отделами коммунальным, социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юротделами, местными народными судьями); впрочем, вскоре (февраль 1919 года) Наркомюст распорядился циркуляр о ликвидации нотариальных отделов в жизнь не проводить, а там, где это необходимо, иметь нотариальные столы в городах при судебно-след-ственных подотделах губюстов, а в уездах - при местных народных судах.
Народный комиссар юстиции Д.И. Курский в объяснительной записке к проекту Гражданского процессуального кодекса указывал, что “в обстановке так называемого военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал”2.
Обязательственные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным разделам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.
При этих условиях, как показало изучение материалов коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР 5 за период 1918-1920 гг., организации и деятельности нотариата уделялось мало внимания. Известный интерес вызывает постановка вопроса об уничтожении нотариальных “крепостных” актов, который обсуждался
дважды: 30 сентября 1918 г. (протокол № 97) и 18 ноября того же года (протокол № 115). При первом обсуждении вопроса по докладу Д.И. Курского о проекте декрета об уничтожении крепостных актов было постановлено провести предлагаемое мероприятие циркулярным порядком, по согласованию с Народными комиссариатами финансов и земледелия.
Протокол второго обсуждения заслуживает того, чтобы привести его дословно: “В целях проведения в жизнь декрета о социализации и муниципализации недвижимых имуществ, уничтожении всяких следов прежней частной собственности на недвижимость и в целях использования ненужных запасов старой бумаги для переработки и обращения в бумажную массу - предложить заведующим юридическими отделами Губсовдепов передать в Совет Народного Хозяйства нотариальные архивы, архивы бывших судебных палат, окружных и коммерческих судов и уездных съездов...) 4.
С переходом к новой экономической политике внимание к нотариату со стороны органов советской власти усиливается. 21 марта 1921 г. был принят декрет “О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом”, дававший возможность крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке, разрешалась частная торговля (декрет от 30 июля 1921 г.), частный капитал был допущен в определенных рамках в торговлю и промышленность. Гражданский оборот постепенно увеличивается, принимаются меры к восстановлению народного хозяйства, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства в 1926 году приблизился к довоенному.
Новая экономическая политика, направленная на построение социализма с использованием рынка и денежного хозяйства, была рассчитана на временное допущение “частнокапиталистических” элементов при наличии командных высот в руках государства. В период нэпа государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации участвовали в гражданском обороте вместе с представителями частного капитала, отличавшимися накопленным коммерческим опытом, гибкостью, связями и интуицией в способах получения прибыли. Вопрос о законности сделок гражданского оборота тогда просто не стоял: единственным и главным было всемерное обеспечение имущественных интересов государства.
В период нэпа, когда готовились новые законы переходного времени, главной идеологией положенных затем в основу законодательства, в частности о нотариате, было указание Ленина о необходимости идти в гражданском законодательстве “новыми” путями, “не выпустить из своих рук ни малейшей возможности расширить вмешательство государства в “гражданские” отношения” 5.
Это стало одним из руководящих принципов советского законодательства. “Не угождать “Европе”, а продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в “частноправовые отношения”, в гражданские дела” 6.
Для формирования советского нотариального законодательства, выработки принципов нотариальной деятельности большое значение имело ленинское указание на недопустимость злоупотребления нэпом (которое есть все основания понимать и как недопустимость злоупотребления правом). “Мы и здесь старались соблюсти грань между тем, что является законным удовлетворением любого гражданина, связанным с современным экономическим оборотом, и тем, что представляет собой злоупотребления нэпом, которые во всех государствах легальны и которые мы легализовать не хотим” 7.
Это указание о недопущении злоупотребления правом, отраженное затем в законодательстве, оставалось руководящим лозунгом и для советской нотариальной деятельности.
Таким образом, было очевидно, что среди государственных органов, которые обязаны наблюдать за законностью в гражданском обороте, правомерностью деятельности “частнокапиталистических” элементов, соблюдением государственных интересов, большая роль принадлежала нотариату. Однако в прежних формах нотариат не мог быть восстановлен - это подчеркнуто в одном из постановлений коллегии Народного комиссариата юстиции от 23 июля 1921 г. 8
Декретом Совета народных комиссаров от 12 августа 1921 г. 9 было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции (губюстов) и уездных бюро юстиции (убюстов). В развитие этого декрета циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. (№ 36) предусмотрено учреждение нотариальных столов во всех губюстах и убюстах, засвидетельствование ими всякого рода сделок и договоров, совершение которых не противоречит советскому законодательству, а также самый порядок засвидетельствования и его оплата.
Однако ни декрет СНК РСФСР, ни циркуляр Нарко-мюста не содержали указаний, какие именно сделки и договоры подлежат обязательному засвидетельствованию. Лишь в специальных нормативных актах, регулировавших отдельные гражданские правоотношения, имелись указания на необходимость нотариального удостоверения сделок. 10
Потребность в нотариате стала так значительно ощущаться, что 15 августа 1921 г. (протокол № 300), заслушав доклад о ходе работы в нотариальных столах, коллегия НКЮ РСФСР приняла постановление, которым дала соответствующее поручение проследить за быстрым проведением в жизнь циркуляра об образовании нотариальных столов при губюстах и убюстах. В целях изучения вопроса и дальнейшего упорядочения нотариальной деятельности Коллегия решила также собрать цифровой материал, характеризующий деятельность нотариальных столов.
3 марта 1922 г. Наркомюст направил циркуляр" всем отделам юстиции относительно деятельности нотариальных столов губюстов и убюстов, на которые возложено засвидетельствование сделок.
Данными, которыми располагал Народный комиссариат юстиции, было установлено, что некоторые нотариальные столы не поняли своих задач и функций по удостоверению сделок, вследствие чего свидетельствовали договоры, устанавливающие правоотношения, не допускавшиеся советским законодательством либо им еще не урегулированные. Например, при удостоверении договоров товарищества не обращалось внимания на то, что члены товарищества присваивают своему объединению определенное фирменное наименование без регистрации в надлежащих органах. Удостоверялись договоры товарищества, имеющие целью ведение внешней торговли, в то время как она была объявлена государственной монополией. 12
Между тем, указал Наркомюст, граждане после засвидетельствования в нотариальном столе подобных договоров считают, что они обладают правами, вытекающими из этих договоров.
Народный комиссариат юстиции предложил нотариальным работникам проверять соответствие удостоверяемых сделок действующему законодательству. Если предусмотренное договором условие допустимо лишь с предварительного разрешения органа государственного управления, для удостоверения сделки необходимо требовать соответствующий документ.
В связи с отсутствием законодательного акта, которым урегулировалась бы нотариальная деятельность, необходимых кадров работников, опыта работы, нотариальные столь! не могли выполнять возложенные на них задачи на уровне требований сложного периода нэпа, и разработка проекта Положения о нотариате была ускорена.
Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата обсуждались IV Всероссийским съездом деятелей советской юстиции, который открылся 26 января 1922 г. Предварительно были опубликованы “Тезисы о нотариате”.
В тезисах, в докладе на съезде 15 и в прениях подчеркивалось, что в связи с необходимостью государственного контроля над гражданским оборотом в части, касающейся сделок государственных органов с частнокапиталистическими элементами, организация нотариата необходима .
Особо подчеркивалось, что в советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентурой, которые свойственны капиталистическим странам по поводу вознаграждения за услуги, не должны иметь места. Нотариус является ответственным должностным лицом, обеспечивается государством, но не клиентурой, а нотариальные органы должны быть введены в систему органов юстиции.
После обсуждения на съезде работников советской юстиции, тщательной подготовительной работы, первый отдел Народного комиссариата юстиции представил на рассмотрение коллегии законопроект, который был одобрен (с поправками) и направлен Совету народных комиссаров 14. 4 октября 1922 г. Совнарком РСФСР принял Положение о государственном нотариате.15
Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. заложило основы советского нотариата. Предусматривалось учреждение государственных нотариальных контор во всех городах Российской Федерации а также и в более значительных пунктах сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.п. Там, где контор не было, исполнение функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей. Дислокация нотариальных контор устанавливалась исполкомами местных Советов и утверждалась Народным комиссариатом юстиции.
Во главе контор стояли нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдержавших испытания в комиссии, назначавшейся президиумом Совнарсуда (Совет народных судей), по программе, утвержденной Наркомюстом. Нотариусы не имели права на совместительство не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях, предприятиях, организациях.
Таким образом, место нотариата в системе советских государственных органов было точно установлено- нотариат включен в состав органов юстиции. С одной стороны, организация и руководство нотариатом были поручены органам судебного управления: Наркомюст утверждал сеть нотариальных контор, осуществлял наблюдение и контроль за их деятельностью через президиумы губернских Советов народных судей, при которых были учреждены нотариальные отделения и нотариальные архивы; президиумы Совета народных судей обязаны были производить периодические обследования деятельности нотариальных контор, принимать и проверять установленные отчеты и сводки. С другой стороны, установлена связь между нотариальными и судебными органами, так как жалобы на совершение нотариусами каких-либо действий а равно на отказ в совершении действий, рассматривались президиумом Совета народных судей, определения которого были окончательны, но могли в порядке надзора отменяться Народным комиссариатом юстиции.
Круг нотариальных функций был значительным, хотя и меньшим по сравнению с настоящим временем. На нотариальные конторы возлагались: а) совершение всякого рода актов, для которых действующим правом установлен нотариальный порядок их совершения; б) засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями, организациями как между собой, так и с частными лицами; в) совершение и засвидетельствование по желанию сторон таких договоров, которые не требуют по закону нотариального совершения или удостоверения; г) совершение протеста векселей; д) засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписей из торговых книг, а также подлинности подписей; е) удостоверение по требованиям должностных лиц бесспорных обстоятельств как-то: времени предъявления документов, нахождения лица в определенном месте, представления объяснения либо требования от одного лица к другому и т.п.; ж) выдача выписей и копий из нотариальных книг и реестров и т.п.; з) принятие и хранение представленных разными лицами документов.
Обращает внимание, что одни договоры должны были совершаться так называемым актовым порядком, другие подлежали обязательному нотариальному удостоверению, третьи могли быть нотариально удостоверены по желанию сторон. На этой градации нотариальных действий сказались, по нашему мнению, “пережитки” дореволюционного нотариального законодательства, ибо никаких существенных оснований для различения таких нотариальных действий, как совершение договоров в актовом порядке и засвидетельствование их порядком нотариальным, в действительности не было 16.
После декрета II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г.17 об отмене права частной собственности на землю, декрета ВЦИК о социализации земли18, декрета СНК РСФСР об отмене наследования по закону и по завещанию19 актовый порядок совершения сделок отпал.
В советском нотариате периода 1918-1922 гг. осталась лишь одна форма нотариальных действий - засвидетельствование 20.
Несмотря на это Положение о нотариате от 4 октября 1922 г. восстановило актовые книги и имело две нотариальные формы - совершение актов и засвидетельствование договоров; эти две формы нотариальных действий были отражены также в статьях 28, 103 и 109 ГК РСФСР 1922 года. Совершение акта состояло в записи его в нотариальную актовую книгу; подлинником считалась запись в актовой книге, а стороны могли получить выписки из нее. Запись актов в актовую книгу чрезвычайно затрудняла работу нотариальных контор, так как должна была производиться от руки и каждый акт переписывался с машинописного текста в несколько страниц. Обычно реестрант успевал записывать в актовую книгу несколько печатных страниц в течение рабочего дня. Естественно, что стали появляться решительные протесты против деления нотариальных действий на “совершение актов” и засвидетельствование договоров 21.
Актовый порядок совершения сделок был очень сложным, а главное, не имел никакого основания для советского права. Он был понятен в XVI веке и в более позднее время, пока “царский” государственный аппарат не мог более простыми путями закреплять право частной собственности на землю, поместья, домовладения. Даже в Положение о нотариальной части 11 апреля 1866 г. актовый порядок проник в качестве пережитка, тем более что в других капиталистических странах были установлены более современные способы закрепления перехода права частной собственности.
Нотариальные функции, предусмотренные Положением о нотариате от 4 октября 1922 г., были весьма характерны для периода нэпа. Большое значение имели удостоверение договоров между госорганами и частными предпринимателями, протесты векселей при наличии оживленного вексельного оборота, удостоверение по требованию должностных лиц различных фактов, имевших значение для осуществления правоотношений между государственными организациями и представителями частного капитала. Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. стало активно проводиться в жизнь 22.
В целях подготовки кадров нотариальных работников, отвечающих принципам комплектования советского государственного аппарата, при Московском губернском суде открылись первые курсы по нотариату 23.
В связи с принятием ВЦИК 11 ноября 1922 г. Гражданского кодекса, 7 июля 1923 г. Гражданского процессуального кодекса, а также ряда других нормативных актов, необходимо было привести в соответствие с новым законодательством Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. Поэтому декретом СНК от 24 августа 1923 г. во исполнение постановления 2-й сессии ВЦИК X созыва от 7 июля 1923 г. было введено положение о государственном нотариате издания 1923 года24. Оно полностью воспроизводило те же нотариальные функции, которые были установлены в 1922 году, но связало их с Гражданским кодексом. В Положении 1923 года имеется ряд других уточнений, но сохранилось различие актового порядка и порядка засвидетельствования договоров.
Нотариату в этот период отводили большую роль. Нотариальные работники обязаны были удерживать “частнокапиталистические” элементы в рамках, установленных законом. Так, например, последним отказывалось в удостоверении договоров о сдаче подряда частнику государственным предприятием за отсутствием достаточных гарантий выполнения своих обязательств подрядчиком; государственные строительства в целях покрытия своих убытков пытались открывать не свойственные им предприятия, даже... винные магазины; при помощи договоров дарения не выполнявшие своих обязательств перед государством “нэпманы” пытались уклониться от описи имущества по судебным решениям и т.д.
В других республиках Союза нотариальное законодательство развивалось тем же, социалистическим путем, что и в Российской Федерации, но из-за отсутствия общих руководящих начал в нормах права различных республик не было единства, что вызывало в практике существенные трудности. Например, циркуляром № 12 НКЮ РСФСР (1923 г.) в Российской Федерации доверенности государственных предприятий, уплачивающих промысловый налог на управление имуществом и для совершения действий в отношении правительственных органов, подлежали обязательному нотариальному удостоверению, а по циркуляру № 86 НКЮ Украинской ССР (1924 г.) те же доверенности не подлежали нотариальному удостоверению. Нотариальные конторы РСФСР, не зная циркуляров Народного комиссариата юстиции Украинской ССР, требовали в таких случаях нотариально удостоверенной доверенности, выданной госпредприятиями, находящимися на территории Украины. Подобные расхождения правового регулирования были весьма многочисленны 25.
Не только указанные обстоятельства, но и стремление к построению положений о нотариате союзных республик по единым социалистическим принципам привело к изданию общесоюзного акта. 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об основных принципах организации государственного нотариата”. На основе этого союзные республики приняли положения о нотариате, характеризуемые единством основных принципов и отражающие в то же время местные особенности. Этим постановлением устанавливалось, что удостоверение сделок и выполнение иных действий производятся государственными нотариальными конторами, действующими в порядке, определяемом законодательством союзных республик в соответствии с общесоюзным законом. Отдельные функции государственных нотариальных контор могут возлагаться законодательством союзных республик на народные суды26 и исполкомы местных Советов. Государственные нотариусы не вправе занимать иных государственных должностей, за исключением выборных, преподавательских, а также не могут быть одновременно адвокатами, служить по найму в кооперативных и общественных организациях. Вознаграждение за труд все сотрудники нотариальных контор получают только от государства.
Большое одобрение практических работников вызвала статья 8 постановления от 14 мая 1926 г., упразднившая различие между совершением актов и засвидетельствованием договоров. Вместо этих двух форм нотариальных действий было установлено единое нотариальное удостоверение сделок. Упразднены всякого рода актовые книги и установлено (статья 9), что нотариальное удостоверение сделок состоит в надписи о том на самом акте за подписью государственного нотариуса с приложением печати нотариальной конторы. Акты, подлежащие по закону нотариальному удостоверению, представляются нотариусу не менее чем в двух экземплярах, один из которых (основной) должен оставаться в делах конторы.
Сформулированы основные задачи государственных нотариусов, к которым прежде всего относится проверка соответствия требуемых от них действий и представляемых им документов действующим законам (статья 10). Наряду с этим при совершении нотариальных действий государственные нотариусы обязаны оказывать трудящимся активное содействие в ограждении их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и тому подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред (статья 5 ГПК РСФСР и соответствующие статьи гражданских процессуальных кодексов других союзных республик).
Исходя из законодательства союзных республик, проверенного практикой его применения, определен круг действий (подведомственность) , которые могут совершаться нотариальными конторами. К ним относятся: а) нотариальное удостоверение сделок; б) совершение предусмотренных законом протестов; в) засвидетельствование верности копий документов и выписок из книг и документов; г) засвидетельствование обстоятельств и фактов, могущих иметь юридическое значение, в которых нотариус лично может удостовериться и для удостоверения которых закон не устанавливает другого порядка; е) регистрация арестов 27, налагаемых на строения, а равно изменений и снятие их; ж) хранение документов; з) иные действия, предусмотренные законодательством союзных республик. На отдельные нотариальные конторы может быть возложено также засвидетельствование правильности переводов с иностранных и на иностранные языки (статья 8).
Союзным республикам предоставлена значительная инициатива в определении круга нотариальных функций, который может быть расширен по сравнению с указанным в постановлении “Об основных принципах организации государственного нотариата”. Исходя из постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г., союзные республики издали Положения о государственном нотариате. В частности, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 4 октября 1926 г. было утверждено и введено в действие Положение о государственном нотариате РСФСР 28.
Законодательство союзных республик по сравнению с постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. пошло по линии расширения нотариальных функций, особенно в целях освобождения народных судов от дел бесспорного характера (в литературе иногда употребляется термин “бесспорная юрисдикция”). Это оказалось необходимым потому, что в период нэпа, особенно после XI съезда партии, ожесточилась классовая борьба, поскольку оставшиеся представители “частного капитала” не хотели уходить с исторической арены. Это вызывало усиление местных органов Советской власти, а также расширение подсудности народных судов за счет передачи им ряда дел из вышестоящих судебных органов. Круг деятельности народных судов стал расширяться, а задачи их - значительно усложняться. Чтобы народный суд мог выполнять свои многообразные и трудные задачи по осуществлению правосудия, надо было поставить его в надлежащие условия и освободить от не свойственных ему функций бесспорной юрисдикции. В Совет народных комиссаров РСФСР, в Совнаркомы союзных республик стали поступать многочисленные предложения об изъятии из судов некоторых категорий дел, относящихся к области гражданского судопроизводства, и о передаче их в различные органы государственного управления, в том числе государственному нотариату.
Дела бесспорной юрисдикции имели большой удельный вес в народных судах 29.
Конечно, не все они отошли в нотариальные органы (например, дела о расторжении брака были переданы загсам), но некоторые категории стали относиться к функциям нотариата. Положением о государственном нотариате РСФСР от 4 октября 1926 г., в отличие от предыдущего Положения (издания 1923 года), к функциям нотариата были отнесены не только нотариальное удостоверение сделок, но и учинение исполнительных надписей на них (статья 9), что освободило суд от выдачи судебных приказов по актам; последующее Положение 1930 года выделяет отдельную нотариальную функцию “выдачи исполнительных надписей на документах” 30, не связывая уже принудительные действия нотариата с нотариально удостоверенными сделками.
В 1927-1928 гг. принятие мер охраны наследственного имущества и все распоряжения по имуществу, оставшемуся после умерших, переданы нотариату. В 1927 году отменены статьи 204-209 ГПК РСФСР о внесении в суд предметов обязательства и депозитное производство передано в нотариат. Как было сказано ранее, у судов изъяты дела по выдаче судебных приказов по актам и все производство по наложению исполнительных надписей сосредоточено в государственном нотариате. В РСФСР и некоторых других союзных республиках нотариат наделен правом признавать граждан безвестно отсутствующими, в некоторых случаях - умершими.
Положения о государственном нотариате пересматривались по мере изменения гражданского законодательства и исторической обстановки. В РСФСР в отмену Положения, утвержденного 4 октября 1926 г., было принято новое Положение, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 20 июля 1930 г., которое заменено Положением, утвержденным Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 г. 2 августа 1974 года был принят последний советский Закон “О государственном нотариате”, действовавший без малого двадцать лет и сыгравший свою положительную роль в становлении института нотариата в Российской Федерации.
Сноски к статье
1 См. “Систематический сборник узаконений и распоряже
ний Рабочего и Крестьянского правительства, М., 1918, ст. 6
(стр.15-17)
2 Гражданский процессуальный кодекс. Проект, вырабо
танный Народным комиссариатом юстиции, с объяснительной
запиской, Юр.издат, 1923, стр. 3.
3 См. протоколы заседаний коллегии Народного комисса
риата юстиции (архив Министерства юстиции РСФСР).
4 По русскому дореволюционному гражданскому праву,
земля и всякое имущество, с нею связанное, (леса, воды, стро
ения и т.д.) назывались недвижимым, остальное имущество -
движимым. Такое деление в классификации вещей связыва
лось с правом частной собственности на землю.
5 Письмо В.И. Ленина Д.И. Курскому от 22 февраля 1922 г.,
В.И. Ленин, Соч., т.ЗЗ, стр. 177.
6 Там же .
7 В.И. Ленин. Речь на четвертой сессии ВЦИК IX созыва
31 октября 1922 г. Соч., т. 33, стр. 356.
8 Протокол заседания Коллегии НКЮ № 297 1921 года.
По указанному вопросу в протоколе записано: “Не восстанавливая
нотариата в прежней форме, организовать регистрацию сделок
в губюстах, органах юстиции и коммунальных отделах”
(из данных архива Министерства юстиции РСФСР). В это
время начинает прослеживаться еще и линия децентрализации
нотариальных функций между различными органами
государственного управления.
'СУ РСФСР 1921 г. № 60, ст. 417
10 В частности, декрет СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. “О
предоставлении собственникам немуниципализированных стро
ений права возмездного их отчуждения” (СУ РСФСР 1921 г.
№60, ст. 410) требовал совершения сделок об отчуждении
строений по месту их нахождения в губюстах или убюстах под
страхом недействительности. Положение “О государственных
подрядах и поставках” от 30 сентября 1921 г. (СУ РСФСР 1921 г.
№ 69, ст. 549) устанавливало обязательность регистрации до
говоров подряда или поставки, совершаемых госорганами с
частными лицами, в губюстах или убюстах. Относительно дого
воров о сдаче в аренду государственных предприятий частным
лицам, кооперативным и другим организациям, что было пре
дусмотрено декретом СНК РСФСР от 5 июля 1921 г. (СУ РСФСР
1921 г. № 53, ст. 313), изданным до учреждения нотариальных
столов в губюстах и убюстах, ничего не было сказано относи
тельно необходимости их удостоверения или регистрации. С
образованием нотариальных столов практика разрешила этот
вопрос в смысле необходимости удостоверения таких догово
ров в нотариальных столах. Некоторые губисполкомы издава
ли обязательные постановления о регистрации в нотариаль
ных учреждениях определенной категории сделок; в частно
сти, президиум Моссовета 14 декабря 1921 г. издал обязатель
ное постановление “О регистрации актов и документов по вся
кого рода сделкам” (“Коммунистический труд” 1921 г. № 523),
которым предусмотрено, что в случае нерегистрации сделки,
совершаемой госорганами с участием частных лиц в качестве
контрагентов, виновные должностные лица несут ответствен
ность, а для частных лиц, не представивших сделки к удостове
рению или с пропуском двухнедельного срока, был установлен
штраф в размере десятикратного против установленного по
становлением сбора за нотариальное удостоверение.
11 См. Циркуляр № 21 НКЮ РСФСР от 3 марта 1922 г., “Еже
недельник советской юстиции” 1922 г. № 12, стр. 15.
12 См. Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. (СУ РСФСР
1918 г. №33, ст. 432).
13 См. “Еженедельник советской юстиции” 1922 г. № 4, стр.
10-11.
14 См. Протокол № 349 заседания коллегии Народного
комиссариата юстиции от 19 августа 1922 г. (архив Министер
ства юстиции РСФСР).
15 CV РСФСР 1922 г. № 63, ст. 807.
16 С упразднением окружных судов декретом № 1 о суде от
24 ноября 1917 г. были ликвидированы и нотариальные архивы
при окружных судах, а вместе с ними отошел “крепостной” поря
док совершения актов, требовавший их утверждения старшим
нотариусом. Этот порядок совершения актов был до революции
обязателен при переходе или ограничении прав частной собственности
на “недвижимое имущество” и для “духовных” завещаний. Он был тесно
связан с делением вещей в старом гражданском праве на “недвижимые”,
то есть связанные с землей, и “движимые” имущества. Совершение сделок
с занесением их в актовую книгу сохранилось в дореволюционной России
еще с XVI века. Договоры вносились в актовые книги единообразного формата
с листами “десять вершков длины и восемь вершков ширины”, а сложная
процедура утверждения актов старшим нотариусом и их запись в актовую
книгу от руки до революции были гарантом чистоты и юридической силы
совершенной сделки.
17 CV РСФСР 1917 г. № 1,ст. 3.
18 СУ РСФСР 1918 г. № 25, ст. 346.
"СУ РСФСР 1918 г. № 34, ст. 456.
20 В циркуляре № 24 НКЮ РСФСР от 2 октября 1920 г. гово
рится лишь о засвидетельствовании, но циркуляром № 36 1921
года НКЮ были введены подробные правила относительно по
рядка засвидетельствования сделок. Засвидетельствования дол
жны были записываться в особые книги, а на свидетельствуемых
документах - делаться надписи. С изданием декрета СНК РСФСР
от 8 августа 1922 г. о разрешении отчуждения демуниципализи
рованных строений в городах был введен еще один порядок
производства нотариальных действий - “совершение” сделок в
губернских отделах юстиции и уездных бюро юстиции. Акты со
вершались в двух экземплярах, из которых первый препровож
дался в коммунальный отдел для регистрации и выдачи покупа
телю, а второй оставался в нотариальном столе. Введена была
еще “регистрация” договоров на государственные подряды и
поставки в губюстах и убюстах. На практике регистрация сде
лок была отождествлена с засвидетельствованием .
21 См. П. Трунев.О совершении и засвидетельствовании
нотариальным порядком, “Еженедельник советской юстиции”
1924 г. № 27, стр. 627-628; И.Б. Новицкий, Совершение
нотариальных актов и засвидетельствование договоров, “Еже
недельник советской юстиции” 1926 г. № 14. стр. 425-426).
22 См. П. Трунев. О государственном нотариате РСФСР,
“Еженедельник советской юстиции” 1923 г. № 44, стр. 1015-1017.
23 На курсы направлялись сотрудники нотариальных кон
тор и лица, рекомендованные МК РКП (б). В программу курсов
входили: политграмота, изучение земельного, трудового, граж
данского, гражданского процессуального, уголовного и уго
ловно-процессуального кодексов; особенно подробно изуча
лось Положение о государственном нотариате (“Еженедель
ник советской юстиции” 1923 г. № 17, стр. 402).
24 СУ РСФСР 1923 г. № 75, ст. 726.
25 См. П. Т р у н е в. Общесоюзный закон о нотариате, “Еже
недельник советской юстиции” 1926 г. № 55, стр. 1033.
25 Выполнение нотариальных функций народными судами
Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных
республик от 16 августа 1958 г. не предусмотрено.
27 В настоящее время регистрация арестов, налагаемых на
строения, а равно изменение и снятие их, предусмотрены лишь
Положением о государственном нотариате Украинской ССР.
28 CV РСФСР 1926 г. № 74, ст. 576
29 В качестве примера можно сослаться на цифры, относя
щиеся к первому полугодию 1926 года, то есть к тому времени,
когда Совет народных комиссаров РСФСР постановлением от 4
августа того же года признал принципиально необходимым рас
ширение подсудности народных судов по уголовным и граждан
ским делам. За первое полугодие 1926 года по данным 21 губер
нии процент дел особого производства по отношению к общему
количеству гражданских дел колебался от 12,5 до 23 процентов.
(Я. Бранденбургский. Последние мероприятия законо
дательных органов по разгрузке народного суда, “Еженедель
ник советской юстиции”, 1926 г. № 44, стр. 1251-1253).
30 Положение о государственном нотариате РСФСР, утвер
жденное 20 июля 1930 г. (СУ РСФСР 1930 г. № 38, ст. 476).
|
© Зацепина С.А., 1999
|