Теологические аспекты нотариата
Статья опубликована в журнале
"Нотариальный вестник" (№8, 2004 г.)
Верно сие!


Шарафетдинов Н.Ф.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОТАРИАТА:

постулаты нотариальной веры и оптимистичный взгляд на судьбу российского нотариата в свете ненаучного исследования предназначения нотариата и миссии нотариуса

Великому российскому Нотариусу

Анатолию Ивановичу Тихенко посвящается

Общение с коллегами на курсах повышения квалификации в Российской правовой академии при Министерстве юстиции по теме “Нотариат как публично­правовой правозащитный и правоприменительный институт. Статус нотариуса и нотариальной палаты” объективно предусматривало рассмотрение таких фундаментальных вопросов, как функции, природа и сущность нотариата. Обсуждение темы закономерно вызывало дискуссию по актуальным проблемам нотариата, способам решения злободневных задач и прогнозированию различных сценариев его ближайшего и отдаленного будущего. Дискутанты вновь и вновь задавались кардинальными вопросами, отражающими весь внутренний драматизм современного этапа истории российского нотариата: “Завершится ли когда­нибудь длящийся уже десять лет период разрушительного ослабления российского нотариата, в результате чего общество и государство лишаются эффективного правозащитного и правоприменительного института, а нотариусам приходится работать с хроническим чувством неуверенности за судьбу профессии и страха за свое будущее, унизительно оправдываясь при этом перед обществом и властью? Какими негативными социально­экономическими и политико­правовыми последствиями для России обернется этот регресс? Когда закончится губительный разлад внутри нотариального сообщества? Сохранится ли нотариат и если да, то каким будет его облик? Возможно ли в принципе переломить тенденцию деградирования российского нотариата? Какова истинная роль и реальные возможности нотариального сообщества в этих процессах? Наступит ли новая эра (“золотой век”) российского нотариата, когда он будет по­настоящему востребован обществом и государством, и мы сможем, наконец­то, раскрыть богатейший потенциал нотариата во благо всех, работая в атмосфере равноправного общественно­политического диалога и партнерства с чувством социально­нравственного комфорта?”

Написать о том, что внимание слушателей привлекала эта проблематика, означало бы не поведать Читателю и малейшей доли правды. Интерес был колоссален, а выступления столь эмоциональны и почти всегда пессимистичны, что автор не может охарактеризовать их иначе, как крик души! После таких встреч, помимо своей воли, вновь и вновь возвращаешься к этим мучительным вопросам, которые, казалось, уже давно покоятся где­то в глубинах сознания, отодвинутые на периферию стереотипами повседневной работы в нотариальной конторе. Поиск ответов стал началом работы над этой статьей, которую инициировали не только общение с коллегами в Академии, но, в первую очередь, священной долг памяти о великом российском Нотариусе — Анатолии Ивановиче Тихенко, погибшем мученической смерью нотариального праведника

Постановка проблемы и три чуда

Размышления над поставленными вопросами раз за разом, по непонятной автору фатальной логике, словно ведомые чьей­то силой, завершались одним и тем же… Они всегда завершались еще одним вопросом, казавшимся в начале “техническим”, а ставшим на самом деле ключевым для всего дальнейшего исследования вопросом: “Известны ли истинные ответы на коренные вопросы судьбы российского нотариата кому­нибудь вообще?”

Однако, чем более интенсивными были исследования, тем яснее становилось автору, что никто на Земле не знает истинных, то есть не только точных, но и объясняющих подлинные причины и смысл происходящего, ответов на коренные вопросы о судьбе российского нотариата. Этот наивный вывод обладал очень важным для всего последующего исследования качеством. Он был выстрадан автором. Выстраданное же знание в корне отличается от знания нейтрального и равнодушного. Оно обладает духовной силой и дает энергию оптимизма новым поискам. Автор понимал, что ответы на поставленные вопросы эволюционирования российского нотариата уже существуют, поскольку будущее наступит неизбежно, а потому это будущее теоретически может быть кому­то известно и в настоящем. Однако, не находя ответов в реальной жизни, оказываясь в интеллектуальном тупике и осознавая собственное человеческое бессилие перед разгадкой исторического процесса, автор постепенно приближался к пониманию той мысли, что для поиска ответов нужно принципиально изменить направление (парадигму) и метод самого поиска. Решение исследовательской задачи сделало необходимым использование не только разума, рассудка, интеллекта, мыслительной логики, то есть того, что является ratio (расчет), но и интуиции, наития, чувства, души, духа, словом, того, что относится к метафизике и является irrationalis (иррациональный), то есть находящимся за пределами опыта и разума и потому недоступным пониманию и рациональному мышлению. Знаний классической (экспериментальной) науки оказалось недостаточно. Так возникла потребность обратиться к другому типу человеческих знаний, которые определяются как эзотерические, оккультные, герметиче­ские мистические. Этот вывод стали для автора открытием и первым чудом.

Кому же может быть истинно известно то, что еще лишь должно произойти? Вердикт классической науки гласит — точный ответ не известен никому. Однако как только мы изменяем саму суть поиска, понимание исследовательской проблемы и метод ее решения, находится единственно возможный ответ на сформулированный вопрос. Судьба российского нотариата истинно известна Тому, Кто сотворил все сущее на Земле. Ответ известен Богу, определившему смысл и сценарий развития видимых и невидимых миров. Этот вывод явился для автора вторым чудом.

Дальнейшая цепь размышлений и поисков, о которых невозможно написать не столько по соображениям ограниченности статейного пространства, но главное потому, что не все из того, что происходило, автор может объяснить и самому себе, завершилась новым вопросом: “А нет ли хоть какого­нибудь упоминания о нотариате в Священном Писании?” Саму подобную постановку вопроса некоторые могут расценить как кощунство. Мыслимо ли обращение самого Создателя миров и Властителя миров к такой сверхузкой и сверхспециальной теме, как нотариат! Однако автор продолжал верить в чудо Господнее. И чудо свершилось в третий раз! Откровение о нотариусе, было действительно найдено в Священном Писании! Автор верит (а разве после такого возможно не поверить!), что чудеса эти — ясные знамения не только российским нотариусам, но также власти и обществу.

Итак, затаив дыхание, вчитаемся в каждое, бесценное слово Всевышнего. Дорогой Читатель, попытаемся невероятным усилием духа и ума подняться над стереотипом повседневности и понять не только открытый и понятный (экзотерический), но и сокрытый и мистический (эзотерический) смысл божественного Откровения о предназначении нотариата и миссии нотариуса.

Священное Писание

“О вы, которые уверовали, если берете в долг деньги или что­либо другое, или купили что­то в кредит, или вошли в коммерческую сделку между собой (1) на определенный срок, то записывайте это, чтобы оберегать свои права и избежать позже всяческих недоразумений (2).

Писец, который составляет расписку (договор), должен делать это по справедливости. Писец не должен отказываться писать, а должен благодарить Аллаха за то, что Он научил Его тому, чего он не знал.

Тот, кто занимает, пусть диктует, но он должен бояться Бога, Господа своего, ничего не убавлять из того, что занимает. Если тот, кто занимает, малоумен и не может оценить, как следует ситуацию, или слаб здоровьем, или совсем молод, или слишком стар, или немой и не может диктовать, или не знает, как составить официальный документ (3), тогда пусть диктует, который за него отвечает (4), в соответствии с шариатом по справедливости.

И для засвидетельствования призовите двух мужчин. А если не найдете двух мужчин, то берите в свидетели мужчину и двух женщин, которых вы согласны взять в свидетели. И если одна собьется в показаниях, то другая ей поможет вспомнить (5). Свидетели, когда их призовут, не должны отказываться от свидетельства.

Не пренебрегайте распиской о долге, большой он или малый, указывая срок уплаты. Это справедливо перед Богом и соответствует шариату, удобно для свидетелей и для устранения всяческих недоразумений (6).

Но если будут между вами какие­либо личные торговые обороты или сделки и если это будет торговлей наличной, не будет вины на вас, если вы не будете давать расписок (7). При коммерческих операциях, в частности, при продаже чего­нибудь, договариваясь между собой, берите свидетелей. Над свидетелем и над писцом не должно быть насилия. А если вы причините им неприятности, то это будет неповиновением Аллаху.

Бойтесь Аллаха и почувствуйте в своих сердцах Его Beличие и почтение к Его увещеваниям. Это обяжет вас придерживаться справедливости. Аллах показывает вам ваши права и обязанности перед Ним. Он знает все ваши поступки (8).

Если вы находитесь в пути, и нет писца, чтобы написать расписку о долге, то кредитор берет у должника залог как гарантию (9). Если человек доверяет что­то другому человеку, полагаясь на его честность, то тот при первом требовании должен вернуть доверенное. Он должен думать об Аллахе, сохранять сильную веру в своем сердце и бояться Аллаха, моля Его, чтобы не иссякло Его благо к нему в здешней жизни и в последующей жизни. Не скрывайте свидетельства (10), когда вас призовут свидетельствовать. Тот, кто скрывает свидетельства, — грешник, с нечистым сердцем. Поистине, Аллах знает то, что вы делаете, и наградит или накажет вас по вашим делам (11).

Знайте, что Аллаху принадлежит все, что в небесах и на земле! (12). Вы должны понимать, что все то, что вы обнаруживаете или скрываете в ваших душах, знает Аллах Всеведущий и взыщет с вас за это в Судный день (13). Тогда Он простит, кого пожелает (14), и накажет, кого пожелает. Поистине Аллах Всевышний всемогущ над нами!

Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для нее. Каждой душе — то, что она приобрела: награда за добро и наказание за зло (15). Вы, которые уверовали, обратитесь к Аллаху и просите: “Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или прегрешили. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое ты возложил на тех, кто был раньше нас! Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас!…”

Эти Божественные строки изложены во второй главе (суре) Священного Корана, называемой “Аль­Бакара” (Корова) в стихах (аятах) 282, 283, 284, 2862.

Уважаемый Читатель, автор считает очень важным пояснить верующим иных конфессий следу­ющее. В статье исследуется главным образом Коран по двум основным причинам. Во­первых, автор убежден, что все Священные Писания (Библия (книги Ветхого завета и книги Нового завета), Коран, Веды и другие) являются Божественными Откровениями Единого и Единственного Бога, посланными в разные времена в разных формах разным народам. Во­вторых, автор, к сожалению, не знаком пока в необходимой мере с другими Священными Писаниями. Очевидно, что при таком подходе осмысление Корана не только никоим образом не умаляет вечных достоинств Библии, Талмуда и других Божественных Откровений, но, напротив, актуализирует наше понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте всех Священных Писаний.

Автор статьи не может сам прокомментировать воспроизведенные положения Священного Писания, по крайней мере, по двум причинам. Во­первых, в силу отсутствия необходимых для этого познаний. Ответственное право комментирования и толкования Корана принадлежит ученым (улемам), посвятившим изучению и пониманию его смысла всю свою жизнь. Во­вторых, одно из таинств Священного Писания состоит и в том, что при чтении происходит неповторимое, глубоко индивидуальное, аутентичное и уникальное восприятие смысла Откровения исключительно самим читающим. Через чтение и осознание слова Господнего возникает прекрасная связь между этим человеком и Богом. Единственное, что автор статьи позволил себе в целях лучшего восприятия текста Читателем, склонным к юридической аналитике, — графически выделить короткие смысловые абзацы в насыщенном юридическим содержанием аяте 283, который в оригиналах излагается единым (сплошным) текстом. Предоставим же слово для разъяснения ученым3.

(1) Вышеуказанная формулировка охватывает все формы операций с займами. Она относится как к заимодавцам, так и к тем, кто берет заем, — в соответствии с этим сделан и перевод. (Асад)

(2) Друзья и родственники склонны к тому, чтобы операции, связанные с займами, не записывались, так как они полагают, что это было бы проявлением недоверия. Но Аллах предупреждает, что все соглашения о долгах и деловых операциях необходимо записывать и заверять, и тогда порядок будет соблюден (Маудуди).

Писарь в данном случае выполняет функцию нотариуса. Поэтому он должен сознавать, что работает в присутствии Аллаха, и ему необходимо быть справедливым по отношению к обеим сторонам. Свое умение писать он должен считать даром Аллаха и использовать на службе Ему (Йусуф Али).

(3) Если у него есть физические недостатки, если он не знаком с деловой терминологией в подобных вещах, не владеет языком, на котором должен быть составлен договор. “Малоумен или слаб” — это может относиться или к несовершеннолетним, или к дряхлым людям, которые не в состоянии более распоряжаться своими духовными силами (Асад).

(4) Доверенным может быть любой человек, ведущий дела берущего заем, — его отец, его наследник или любой другой (Дарйабади).

(5) Указание, что свидетельствовать могут две женщины вместо одного мужчины, никоим образом не связано с этическими или интеллектуальными способностями женщины; напротив, мы объясняем это тем, что женщины, как правило, в меньшей степени знакомы с деловыми процессами, нежели мужчины, вследствие чего они чаще мужчин могут поддаваться заблуждению (Асад).

(6) Здесь по порядку, на который следует обратить особое внимание, приводятся все возможное проистекающие из какой­либо деловой связи и ее записи. Одна за другой рассматриваются все возможности, и только затем переходят к следующему пункту. Для обеспечения полной беспристрастности при записи какого­либо долга и в целях соблюдения осторожности привлекается третье лицо. Писарь предупреждается о необходимости честного выполнения своей работы. Точно определяется лицо, которое будет диктовать о долге. Поскольку выражается опасение, что кредитор, если сам будет диктовать запись о долге, может для себя создать привилегии и таким образом нанести ущерб должнику, то это задание поверяется должнику. Он находится в более слабой позиции, и его интересам отвечает выполнение дела к обоюдному удовольствию. Но и его предупреждают о справедливости. Писарь имеет задание выполнить запись как услугу за дар Аллаха, а задача свидетелей — внести свой вклад и позаботиться об истине и справедливости, когда это от них потребуется. Свидетели иногда становятся предметам гнева одной из деловых сторон. Во избежание этого строго запрещается беспокоить их при выяснении истины. Попытка оказать давление на одного из свидетелей считается нападением на законы Аллаха (Кутб).

(7) Нет ничего предосудительного в том, что повседневные дела, осуществляемые торговцами­coседями, не фиксируются в письменном виде (Маудуди).

(8) Искренность в мирских делах — это не только свойство, оценка которого предоставлена каждому человеку, взятому в отдельности, преследующее цели служения деловым интересам, — это и вопрос совести и религиозной обязанности. Даже занимаясь повседневными делами, мы должны сознавать вездесущность Аллаха (Йусуф Али).

(9) Дача залога ограничивается только случаями путешествий, даже если существует взаимное доверие. А вообще при предоставлении займов необходимо делать записи (Кутб).

Если залог приносит доход — например, если речь идет о доме, от которого получают деньги, тогда его необходимо передать подателю залога или же вычесть из долга, ибо, в противном случае, не существовало бы различия между взиманием процентов и прибылью, полученной от доходов, которые приносит заложенная вещь. Если заложено, к примеру, верховое или вьючное животное, которое можно доить, тогда им пользуется кредитор, ибо он должен животное кормить и заботиться о нем (Маудуди).

(10) Замалчивание показаний свидетелей или искажение фактов одинаково приводят к утаиванию истины (Дарйабади),

Грех совершается в сердце. Сокрытие показаний свидетелей относится к намеренным греха, идущим из глубины сердца. Но, несмотря на это, они не могут остаться скрытыми от Аллаха (Кутб).

(11) Первой и важнейшей частью веры является признание того факта, что Аллах есть Властелин неба и земли и всего на них, — и для человека нет иной альтернативы, кроме как покориться Его воле (Маудуди).

(12) В данном предложении содержатся две составные части веры. Во­первых, каждый отдельный человек несет личную ответственность, он должен отвечать перед Аллахом за свои деяния. Во­вторых, Всевышний, перед Которым человек должен держать ответ за свои деяния, знает все в точности — и явное, и скрытое. Он настолько точно все знает, что Ему ведомы даже намерения и мысли, таящиеся в глубине сердца (Маудуди).

Законодательству, касающемуся практической повседневной жизни, соответствуют заповеди, связывающие человека прочными узами с его Творцом. Эти узы состоят одновременно из надежды и страха (Кутуб).

(13) Здесь подчеркивается свойство Аллаха — скорее прощать, нежели показывать Свое могущество и наказывать. Этим вновь подчеркивается тот факт, что Его милосердие превосходит Его гнев (Сиддики).

(14) Использование глаголов “касаба” (переводится как “приобрести”) и “иктасаба” (переводится “быть виновным”) таит в себе глубокое значение. “Иктасаба” — глагольная форма, обозначающая большое усилие со стороны исполнителя действия. Этим подчеркивается, что, по сути дела, идти путем добра легко, так как это соответствует человеческой природе. А для того чтобы пойти дорогой зла, необходимо приложить большие усилия, ибо зло не свойственно природе человека. Из этого проистекает, что человек получает награду за добрые дела даже тогда, когда их совершает случайно, без особых усилий. И, наоборот, он будет наказан только за те злодеяния, которые совершит намеренно, полностью отдавая себе отчет в их вреде (Сиддики)4.

На этом статью можно было бы завершить. Просветительская работа исполнена. Автор рассказал о своем открытии, передав это знание Читателю. Читатель, обладающий правовыми познаниями, и особенно нотариус, сможет адаптировать и развить юридическую составляющую исследуемого фрагмента текста Священного Писания с учетом современных знаний и российской правовой действительности. Например, раскрыть и наполнить конкретным историческим и смысловым содержанием фигуру Писца как прототипа нотариуса.

Читатель, конечно, вспомнит о писцах в Древней Шумере, табеллионах в античном Риме, церковном нотариате в Средневековой Европе, отметив, что сакральный смысл роли нотариата в эту эпоху не изучен должным образом, писарях на Востоке в мусульманском мире, писцах и площадных подьячих в России. Современный Читатель сможет раскрыть и наполнить конкретным юридическим содержанием, используя положения Гражданского кодекса, Семейного кодекса, Гражданско­процессуального кодекса, Уголовного кодекса, Уголовно­процессуального кодекса, такие перечисленные в анализируемом фрагменте текста Священного Писания правовые институты (юридические инструменты), как договор займа, договор залога, долговая расписка, институт свидетелей, защита прав несовершеннолетних и иных недееспособных лиц, институт уполномоченных представителей недееспособных и ограниченно дееспособных, особая доказательная сила нотариального акта.

Однако взыскательный Читатель вправе спросить: “А где же ответы на те самые главные и мучительные вопросы, с которых начиналась статья?”. Действительно, в приведенном фрагменте текста Священного Писания мы, как кажется, не находим жизненно необходимых ответов на то, как изменить драматичную ситуацию, в которой находится российский нотариат, и каково его будущее. Пытаясь ответить на вопрос искренне волнующегося за судьбу российского нотариата Читателя, автор считает возможным продолжить статью и изложить некоторые собственные размышления о прочитанном, уповая на Бога Единого, Обладателя истинного знания и мудрости, прося у Него силы и разумения высказать смиренные суждения, соответствующие истине Слова Господнего, а не суетным знаниям века сего.

От чтения к пониманию

При первом чтении исследуемого фрагмента текста Священного Корана его содержание может показаться (особенно для юристов и тем более для нотариусов) юридическим наивом и архаикой, не представляющим ничего нового, полезного, интересного и заслуживающего профессионального внимания. Однако и явный (открытый), и, тем более, тайный (сокровенный) смысл того же самого текста предстает кардинально в ином свете при интеллектуальном осмыслении и духовном прочувствовании (сердечном переживании) Читателем следующего фундаментальнейшего и судьбоносного для нотариата факта. Все изложенное в Коране является прямым словом Бога!

Как известно, содержание Корана было передано непосредственно Аллахом (в переводе с арабского — Единственный Бог) через ангела Гавриила (Джибрила) человеку по имени Мухаммад, одному из пророков и посланников Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!). Само слово “аят” в переводе с арабского языка означает — знамение, чудо. Аяты знамения Бога и чудо для нас. Священные знания были переданы Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) для того, чтобы он донес их до всех времен и народов, до каждого из нас. В этой связи автор считает необходимым воспроизвести почти дословно важнейшее для нашего исследования пояснение догматического характера, содержащееся в статье Андрея Журавского “Христиане и мусульмане: от конфронтации к диалогу”. По мнению многих немусульманских богословов, принадлежащих к различным конфессиям, нет никаких серьезных догматических препятствий для положительного ответа на вопрос о подлинности пророчества Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и богооткровенной природе Корана. Поскольку, по меньшей мере, является предрассудком признание пророками Амоса или Осию и отказ в этом Мухаммаду. В Новом Завете нет никаких указаний на то, что после Боговоплощения не может быть больше пророков. Нет, по всей видимости, никаких догматических оснований для ограничения Откровения, имеющего универсальный характер, только библейской традицией.

Однако при этом важно понять, что означает Коран для мусульман. Встречающиеся в некоторых исламоведческих работах определения Корана как “Библии ислама” принципиально некорректно. Библия боговдохновенна. Это авторизованное Откровение, в котором наряду со словом Бога звучит и слово человека. Коран же, согласно исламскому вероучению, есть прямое, непосредственное Откровение Бога, а Мухаммад только передатчик Откровения. Мусульманин никогда не скажет: “Мухаммад говорит в Коране”. В Коране говорит только Бог. Коран — прямая речь Бога. Поэтому если уж искать в христианстве аналог Корана, то им будет не Библия, а Христос (мир ему!). Первые слова, услышанные Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует!) от Аллаха, были словами­призывом: “Читай! Во имя Господа твоего…”. В христианстве Бог раскрывает Себя людям в полной мере во Христе, в исламе Бог открывает Себя людям в Коране, богооткровенном законе5.

И вновь критически мыслящий и деятельный Читатель спросит: “Что же это меняет? Какая прагматическая польза российскому нотариату и нотариусам от понимания этого факта?” Действительно, какие практические выводы следуют из божественного Откровения? Может ли реально изменить драматичную для российского нотариата ситуацию это сакральное знание? Отвечая на этот вопрос, автор с чувством глубочайшей веры в написанное в Священном Коране формулирует следующий постулат. Правильное понимание и практическое применение нотариальным сообществом знания, полученного из Священного Писания, кардинальным образом изменит ситуацию в самую благоприятную для всех — человека, общества, государства и самих нотариусов, являющихся неотъемлемой частью общества и государства, — сторону! Чем более автор размышлял над строками Божественного Откровения, стараясь проникнуть в их открытый (экзотерический) и сокровенный (эзотерический) смысл, тем более и более он убеждался в следующих выводах, условно названных им постулатами нотариальной веры.

Постулаты нотариальной веры

Эзотерические. Напомним, что понятия эзотерический, оккультный, мистический, сакральный означают в общепринятом смысле нечто (священные знания, мудрость, идеи, ценности, закономерности, процессы, оценки, предназначение, суть явлений), сокрытое от обычного (мирского) человеческого видения и понимания. Это нечто означает духовный смысл скрытой истины, связь с Богом как со священным (трансцендентальным) началом всего сущего. Теологическое понимание мистического и сакрального предназначения нотариата и миссии нотариуса согласно глубинному смыслу Священного Писания дает основание, по мнению автора, сформулировать самый главный постулат. Нотариат — богоустановленный и богоугодный институт, необходимый человеку, обществу и государству! Такова воля Творца!

В этом смысле нотариус — избранная профессия. Уверовав в этот постулат, зададимся вопросом: “Каково же тогда божественное (истинное) предназначение (роль) нотариата и миссия нотариуса?” По убеждению автора, Откровение дает основание сформулировать второй постулат. Божественное предназначение нотариата и истинный смысл деятельности нотариуса — миротворческая миссия.

Раскроем авторскую позицию в отношении сформулированных постулатов нотариальной веры. Нотариус, совершая нотариальное действие, совершает акт “таинства”. Мистический смысл этого “таинства” состоите в том, что нотариус материализует (преображает) такие нематериальные субстанции как частные интересы и волю (желания) людей, облекая (овеществляя) их в письменный правовой текст и перевоплощая (трансформируя) далее в соответствии с законом в совершенно иную, публично­правовую сущность.

В результате нотариального “таинства” (особого юридического процессуального действия) интересы и волеизъявление людей, преображенные в нотариальную форму, не только материализуются, но и приобретают важнейшие для людей, общества и государства новые качества: соответствие реальности (истинность), соответствие закону, особую доказательственность, бесспорность, защищенность.

Благодаря нотариальному воздействию люди и их мирские отношения приобретают особую государственную (публичную) защиту от незаконных посягательств, произвола, анархии, хаоса, агрессии, словом, того, что в общем виде является разрушительной силой Зла (сатанисткой силой). Нотариус — фигура, стоящая на стороне светлых сил Добра. Нотариус является созидателем Порядка в мирских делах не только при жизни, но и, что архиважно в контексте нашего исследования, и после смерти людей. Доказательством богоизбранности профессии нотариуса является предоставление ему права работать, по существу, на границе земной (дольней) жизни и неземной (горней) жизни. Нотариус тем самым упорядочивает не только материальные, имущественные отношения, но отношения нравственного, духовного порядка, продолжающие существовать после физической смерти человека. Общение с посетителями нотариальной конторы нередко носит исповедальный характер. Важно подчеркнуть тот факт, что Нотариус — творец Порядка, основанного на справедливости. Как известно, понятие “справедливость” интегрирует триединый смысл: “правда”, “право”, “праведность”. Подобный порядок в современной европейской цивилизационной системе ценностей именуется правовым порядком. Право в данном понимании является не только способом достижения Свободы и мерой Свободы, но и способом предотвращения социального зла, политиче­ского и социального конфликта. В свою очередь, Право есть необходимое условие общественного Согласия, как состояния социального и индивидуального Мира. “Стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи”, — говорил Серафим Саровский. В этом смысле нотариусы, стяжатели мирного социального духа, творцы Мира.

Сокровенный (тайный) смысл текста Священного Писания заключается, по мнению автора, и в том, что Мир (умиротворение), в свою очередь, является необходимым условием (предтечей) еще более высокого уровня (типа) социальной (коллективной) и личностной (индивидуальной) гармонии. Эта универсальная (всеобъемлющая) гармония определяется понятием Любовь. Любовь, которую проповедовал Иисус Христос (мир ему!) и о которой так сильно и так понятно написано в Святом Благовествовании (Евангелии) от Луки. “Но вы любите врагов ваших, и благотворите ненавидящих вас. И взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая… Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете… Давайте и дастся вам… ибо какою мерой мерите, такою же отмерится и вам… И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними… Любите ближнего как себя самого, и будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. Через эту Любовь к Богу, ближнему, коллегам, врагам возлюбивший по Христу человек вновь возвращается в реальный мир. Он приходит в этот мир труднейших испытаний, но уже совершенно иным человеком, преображенным силой Любви. Преображенный он преображает мир.

Священное Писание раскрывает божественное, истинное предназначение нотариата и миротворческую роль нотариуса таким образом, что нотариус является активным созидающим (креативным) субъектом, участвующим в приведение общества, государства и индивидуумов через порядок к праву и социальному миру, защищающим от конфликта одновременно всех — человека, общество и государство — в их земных и неземных отношениях. Нотариус — творец юридического мира! Он обеспечивает справедливость и гармонию как фундамент Любви. Господь в Откровении раскрывает нам как Свою милость истинное и великое предназначение нотариата и миссии нотариуса таким образом, что, создавая справедливый правовой порядок и противодействуя разрушительным силам Зла, нотариат является не только инструментом правовой гармонии и Мира, но и созидателем Любви!

В практическом (прагматическом) плане изложенное ортодоксальное (orthodoxos — правоверный) понимание мистического смысла нотариата делает возможным, по мнению автора, новое понимания тактических и стратегических задач российского нотариата, способов их решения и исторической перспективы нашего развития.

Таким образом, теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания дает нам уникальное знание и разворачивает логически цельную, жизнестойкую, очень мощную и гармонически красивую теорию (доктрину) нотариата и, одновременно, ясную программу практической деятельности.

И пусть это придаст нам силы!

Исторические.Теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания делает истинным, выражаясь в терминах классической науки, объективным и доказанным, следующий лаконичный постулат, относящийся к прошлой и будущей истории нотариата. Нотариат был, есть и будет! Очевидно, что как богоустановленный и богоугодный институт нотариат будет существовать ровно столько, сколько это угодно Господу. Отсюда следует обоснование и констатация практически ценного и исторически оптимистичного вывода о том, что мирские силы, включая власть, бессильны перед этим божьим промыслом. В контексте эзотерического знания становятся ясными различные исторические факты, связанные с возникновением и развитием нотариата. Становится по­новому понятно, почему все известные истории попытки ликвидации нотариата, например, в отечественной истории в первые годы создания Советского государства, потерпели провал. Отсюда следующий исторический постулат. Неизбежно потерпят фиаско и новые попытки ликвидировать нотариат, независимо от того, кем бы они ни предпринимались, чем бы они ни мотивировались и в каких бы формах эти попытки ни осуществлялись! Изложенное означает не только бесплодность и бесперспективность, но и богопротивность (преступность) конфронтационного (явного или латентного) отношения к нотариату со стороны оппонирующих ему социально­политических сил.

Таким образом, теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса дает нам точное знание о том, что исторически конструктивен и общественно эффективен лишь диалог с нотариальным сообществом, основанный на взаимном уважении и любви. Всевышний предопределил историческую защищенность и оптимистическую перспективу российского нотариата.

И пусть это придаст нам силы!

Идеологические. Теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания делает истинным, выражаясь в терминах классической науки, объективным и доказанным тот факт, что институт нотариата сущностно необходим всем — человеку, обществу, государству. Таковы природа человеческого общества и закономерность его развития, что убедительно подтверждается ходом мировой истории. Добропорядочные и законопослушные нотариусы являются лишь практическими исполнителями предписания Всевышнего. Драма современного российского нотариата заключается в том, что изложенная истина, являющаяся историческим фактом, не известна (!) тем, для кого существует нотариат, — подавляющему большинству общества, включая его государственный сегмент. Редчайшим исключением из этой картины в современной российской истории является Конституционный Суд, принявший несколько принципиальнейших и граждански мужественных решений. Они позволили сохранить нотариат не только как важнейший публично­правовой правозащитный и правоприменительный институт в государстве, которое конституционно позиционирует себя как правовое государство, но и, по сути, сохранить нотариат как богоустановленный и богоугодный институт. По убеждению автора, главная причина того, что нотариат не пользуется должным общественным и государственным доверием и поддержкой, заключается в великом общественном незнании и заблуждении относительно его предназначения. В общественном сознании, включая ментальность бюрократии, отсутствует понимание божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса (теологических аспектов нотариата); креативной (созидательной) экономико­правовой функции нотариата; дуалистической публично­правовой природы нотариата; превентивно­правоприменительной сущности нотариата; огромных резервов нотариата по обеспечению конституционных прав участников экономических отношений; политико­правового потенциала нотариата как правозащитного института гражданского общества в демократическом государстве.

Изложенное дает основание сформулировать следующий постулат. Главной идеологической задачей является титаническая просветительская работа по донесению до каждого человека, каждого института гражданского общества, каждого государственного органа и должностного лица истинного смысла божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса. Это наше самое важное и самое сложное дело! Работа по просвещению умов и просветлению душ соотечественников с целью коренной переоценки обществом и государством исторической миротворческой миссии нотариата должна вестись подвижническим трудом самих нотариусов и их немногочисленных пока единомышленников, не покладая рук ни на день и ни на час. Ретрансляция божественного замысла должна осуществляться с неуемной и фанатичной, в лучшем смысле этого слова, энергией, понятным для людей языком и самым деликатнейшим образом. Необходимо систематично разъяснять обществу и власти огромную пользу и выгоду для них от эффективно действующего нотариата. На эту гуманную просветительскую миссию необходимо расходовать большую часть сил и средств, дабы развернуть просвещенное общественное и политическое сознание в сторону доверия и поддержки нотариата. В этой связи, по мнению автора, необходимо скорейшее создание Российской Академии Нотариата, которая являлась бы не только просветительским (научно­учебным) учреждением, но и, что важно особенно важно в свете наших размышлений, Духовным центром нотариального сообщества.

Таким образом, теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания дает нам точное знание о том, что просветительская работа по разъяснению каждому человеку, гражданскому обществу и государству божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса в идеологической (интеллектуальной) форме является, по сути, способом праведной борьбы против сил зла за сохранение богоустановленного и богоугодного института и использование всех его богатейших возможностей во имя общественного блага и процветания России.

И пусть это придаст нам силы!

Политические. Теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания делает истинным, выражаясь в терминах классической науки, объективным и доказанным тот факт, что полноценное исполнение божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса возможно лишь при наличии в обществе и государстве определенных условий. Диалектика государственных систем такова, что благоприятная среда, необходимая для эффективного развития любого политического и правового института, включая нотариат, не возникает сама по себе. Создание оптимальных для функционирования нотариата идеологических, политических, социальных, экономических и правовых условий в принципе невозможно без долгосрочной программы серьезной профессиональной политической деятельности нотариального сообщества в посттоталитарном обществе. Изложенное дает основание сформулировать следующий постулат. Политическая деятельность по сохранению и совершенствованию нотариата как богоустановленного и богоугодного института является объективно необходимым и праведным делом. Исторический опыт эволюции российского нотариата убеждает, что современный этап развития российского государства и общества актуализирует качественно новую политику нотариального сообщества, органов нотариального сообщества и, в первую очередь, его лидеров во взаимодействии с обществом и государством. Для решения новых политических задач требуется радикальное изменение парадигмы этой политики. Суть новой политики нотариата может быть сформулирована в следующем постулате. В политической деятельности необходимо решительно и навсегда отказаться (и психологически, и практически) от роли просителя у сильных мира сего и начать создание устойчивой модели постоянного, равноправного диалога и партнерских отношений с общественными и государственными институтами.

Необходимо убедительно и настойчиво доказывать власти, что политика разрушительного ослабления нотариата является прежде всего разрушением государственных основ самой этой власти. Следствием такого разрушения являются хаос, дезорганизация, беспорядок, неэффективное управление, аморальность в самых ключевых сегментах общественной жизни. Новая политика должна коренным образом изменить суть взаимодействия общества, государства и нотариального сообщества. В результате новой политической конструкции не нотариальное сообщество будет стеснительно и нерезультативно предлагать обществу свои “услуги”, а, напротив, само просвещенное и доверяющее нотариату общество будет сознательно и активно пользоваться широкими возможностями нотариата в целях правовой безопасности, решительно обязывая власть поддерживать и совершенствовать нотариат. В такой системе политических отношений власть не сможет навязывать обществу удобную ей и, как показывает исторический опыт, неэффективную этатистскую модель нотариата. Власть будет обязана в интересах общественного прогресса конструктивно взаимодействовать с нотариатом, адекватно реагируя на инициативы нотариального сообщества, в целях максимально быстрого и полного раскрытия созидательного потенциала нотариата. В конечном счете, это будет способствовать осуществлению божественного предназначения нотариата для общественного блага, совершенствования государственности и процветания России. Достичь такой модели взаимодействия с общественными и государственными институтами невероятно сложно. Однако это не утопия. Опыт европейских стран, в том числе бывших советских прибалтийских республик, а также некоторых субъектов Российской Федерации убедительно доказывает, что практическое осуществление сформулированной политики и достижения желаемого результата — реалистичная задача. Нотариат пользуется огромным общественным и государственным доверием в подавляющем большинстве различных по своему конституционному строю и политическому режиму государств, имеющих континентальную систему права. В некоторых странах, например, большинство законопроектов в области гражданского права проходят обязательную правовую экспертизу высшего нотариального органа страны. Кроме того, нотариат является не только эффективным правовым инструментом, но и активным институтом гражданского общества, участвующим в политико­правовых, социально­экономических, гуманитарных и благотворительных программах. При этом важно отметить, что в плане социально­политической стратификации нотариат является важнейшей частью юридического сословия и среднего класса.

В практическом плане новая политика означает новую программу действий каждого нотариуса, каждого нотариального лидера, каждой нотариальной палаты и нотариального сообщества в целом. Тезисно программа политических действий нотариального сообщества могла бы выглядеть следующим образом. Необходимо: во­первых, четко определиться в выборе стратегических и тактических союзников и формах взаимодействия с ними; во­вторых, постоянно и активно взаимодействовать в первую очередь со средствами массовой информации, учреждениями юстиции, органами судебной власти; в­третьих, постоянно и активно готовить и проводить сторонников нотариата в органы государственной власти, осуществляя на профессиональной основе парламентскую работу; в­четвертых, добиться реализации инициатив по внесению изменений в действующий Гражданский кодекс, Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Налоговый кодекс, Закон о государственной пошлине, а также инициативы по принятию нового закона о нотариате; в­пятых, постоянно и активно сотрудничать со всеми институтами, относящимися к юридическому сословию; в­шестых, постоянно и активно взаимодействовать с правозащитными институтами гражданского общества, например с обществом по защите прав потребителей и иными аналогичными структурами. Новый политический имидж нотариата и новый стиль политической работы должны исключить неуверенность, агрессию, аморальные политические технологии и союзы, суетливость, ложь, непрофессионализм. Новый политический имидж нотариата и новый стиль политической работы детерминируют уверенность, благородство, продуманную активность, нравственность в политической деятельности и выборе союзников, порядочность и высочайший профессионализм.

Таким образом, теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания дает нам точное знание о том, что активная и основанная на высоких моральных принципах политическая деятельность по созданию устойчивой модели постоянного, равноправного диалога и партнерских отношений с общественными и государственными институтами в целях сохранения и совершенствования нотариата как богоустановленного и богоугодного института во благо человека, общества и государства является праведным делом, которому предначертан успех.

И пусть это придаст нам силы!

Правовые. Теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания делает истинным, выражаясь в терминах классической науки, объективным и доказанным следующий факт. С точки зрения философии права и теории права институт нотариата по самой своей сути занимает одно из ключевых мест в концепции естественного права и практики функционирования государств, самоидентифицирующихся как правовые государства, а также в системе права, законодательства, правовых институтов, правосознания и правовой культуре таких государств. С теологической точки зрения становится очевидным, что правильное понимание современной правовой наукой функции, природы и сущности нотариата должно основываться на признании как аксиоматичного того объективного факта, что нотариат внутренне присущ (имманентен) именно естественноправовому (юснатуралистическому), а не позитивистскому (легистскому) правопониманию. Напомним, что в общем виде естественное право (и традиционное, и возрожденное) трактуется как переданое Богом, либо иным Нечто (разумом, абсолютом, природой, надчеловеческой инстанцией, объективными закономерностями). По определению выдающегося современного философа и теоретика права академика Российской академии наук Владика Сумбатовича Нерсесянца, “Естественное право — это везде и всегда наличное, извне предданное человеку, исходное для данного места и времени право, которое как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установ­лений, включая позитивное право и государство”6.

Не имея возможности в данной статье углубиться в проблему, отметим, что подлинное понимание нотариата в рамках юснатуралистических воззрений на происхождение, природу и предназначение права, возможно лишь на основе такого направления (учения) юснатурализма, которое автор назвал Теоюсология или Юстеология.

Христианская европейская традиция естественного права основана на понимание того постулата, что система права не является результатом произвольной деятельности людей. Она результат постижения этими людьми воли Всевышнего и вечного смысла бытия. Право в таком понимании есть система свободы, укорененная в бытии абсолютного добра и освященная Божественной благодатью. Вместе с тем ряд исследователей отмечают, что со временем доминирующим в правосознании Запада стало такое юридическое мышление, которое было сформировано языческой “философией” римского права, не знающей истинной свободы. Право развивалось скорее как право закона, а не право Благодати7.

В контексте нашего исследования проблематики российского нотариата важно подчеркнуть, что особое понимания права развивалось в России. Становление русских философских и научных школ в XIX веке происходило на фоне подъема православной духовной жизни, отмеченной явлением Серафима Саровского и оптинских старцев. Эпоха проявлялась и в изменении основ русского правосознания. Митрополит Илларион, “Слово о законе и благодати” которого можно считать программным для русского национального самосознания, предвосхищая будущие искания российской философии права, учил, что началом нашего самосознания (а значит, и основой права) должен быть не формализм закона, а благо бытия, исходящее от Бога, — благодать.

Но, чтобы возвысить смысл этого представления до системы научного понятия, на котором могла бы строиться повседневная практика права, требовалось философски осмыслить такие глубокие и важные темы, как отношение человека и Бога, пути реального богообщения, место человека в системе бытия и смысл единства самого этого бытия, как смысл и природа свободы.

Обсуждая вопрос об отношении права и нравственности, русская философская и юридическая мысль решала проблему истоков национального права и даже шире — национального бытия. Интеллектуальные и нравственные поиски российских ученых были изложены, в частности, в трудах с такими говорящими сами за себя названиями, как “Нравственность и право” (В.С. Соловьев), “О своеобразных элементах русской философии права” (П.И. Новгородцев), “Право и нравственность как явление всемирной культуры” (П.Е. Казанский), “О религиозно­нравственных отношениях права” (И.В. Михайловский). “Христианство и правовая культура” (Е.В. Спекторский), “Добро, право, нравственность” (А.С. Ященко), “Мораль и закон” (Б.П. Вышеславцев), “Царство Духа и Царство Кесаря” (Н.А. Бердяев), “Нравственный мир” (Б.И. Чичерин), “О правосознании” (И.А. Ильин)8.

Особый смысл того факта, что исследуемые Откровения о предназначении нотариата и миссии нотариуса содержатся именно в Коране, станет глубже понятен Читателю в том случае, если он обратит свое внимание на такую мировую систему права, как мусульманское право (шариат, фикх). В доктрине и основанной на ней практике мусульманского права тема божественного происхождения права отражена самым исключительным образом. Именно в мусульманском праве идеи, принципы и нормы права, содержащиеся в Коране и сунне (собрание сведений о поступках и высказываниях Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), считаются выражением божественного откровения и потому священными.

“Схематично взаимосвязь религии, доктрины и права в исламе можно представить следующим образом: Коран и сунна как религиозные предписания составляют содержание и источник шариата, который в свою очередь является основой доктрины, играющей роль ведущего источника мусульманского права… Религиозный характер исламской философии права и правосознания мусульман определяют легитимность самого мусульманского права”, — пишет известный ученый доктор юридических наук, профессор, крупнейший знаток мусульманского права Леонид Рудольфович Сюкияйнен. Как известно, в конституциях многих мусульманских стран, провозгласивших ислам в качестве официальной религии, содержатся положения, провозглашающие идеи, принципы и нормы права, содержащиеся в Коране и сунне источником законодательства9.

Таковы основы философии (онтологии, аксиологии, гносеологии) и правовой теории, на которых, по мнению автора, должна развиваться нотариальная доктрина.

Изложенное дает основание сформулировать следующий постулат. Нотариатнеобходимый и важнейший институт любой правовой системы, в основе которой лежат общечеловеческие ценности, установленные Богом.

В практическом плане необходима разработка нового законодательства о нотариате на принципиально новой мировоззренческой (духовной), философской и теоретической основах. В рамках статьи немыслима детализация законопроекта о нотариате. Автор считает, что оптимальная работа над его созданием возможна на базе уже существующего проекта закона о нотариате, подготовленного Федеральной нотариальной палатой и прошедшего ряд серьезных согласований в органах государственной власти.

Вместе с тем важно отметить, что разработка законопроекта должна вестись на качественно иной аксиологической и методологической основе. С точки зрения теологии нотариата и постулатов нотариальной веры становятся хорошо понятны: дух, этическая основа, идеология, концепция, и основные юридические чертежи обновленного законопроекта.

Общая часть законопроекта. В общей части законопроекта необходимо законодательно закрепить главное предназначения нотариата и миссии нотариуса — миротворчество. Дух созидания нотариусом в гражданско­правовых отношениях должен пронизывать буквально каждую статью закона о нотариате. Понятно, что существует не простая общая для нашего исследования проблема перевода сокровенного сакрального смысла Божественного Откровения на современный язык права, понятный российскому законодателю, а если говорить в общем виде, то государству и обществу. Однако автор убежден, что эта вдохновляющая творческая задача в принципе решаема. В законопроекте необходимо сформулировать положения об исполнении нотариусом божественной воли по созиданию и поддержанию в обществе такого правового порядка, который не допускал бы правовых и социально­экономических конфликтов в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. В этой связи крайне важно законодательно закрепить определение (статус) нотариата как публично­правового правозащитного и правоприменительного института. Необходимо четко сформулировать осуществление нотариатом функции предупредительного (превентивного) правосудия, естественно, не в смысле исполнения (подмены) функции судебной власти, а в смысле оказания квалифицированной юридической помощи особым уполномоченным лицом в особой процессуальной форме с целью предохранения (предотвращения) возможных нарушений прав физических и юридических лиц, государства, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В результате подобного опережающего (превентивного) нотариального действия происходит не только эффективная правовая реализация воли людей, но и достигается положительная судебная перспектива защиты прав в случае возможного судебного спора.

Необходимо законодательное закрепление за нотариальными палатами, как субъектов федерации, так и Федеральной палатой, статуса корпораций публичного права. Актуальна законодательная трансформация палат в эффективный правовой институт, функционирующий на границе публично­правовой и частно­правовой сфер, на стыке взаимодействия государства и гражданского общества. В этой связи целесообразно сформулировать в качестве одной из важнейших задач нотариальных палат перманентное взаимодействие со средствами массовой информации, общественными институтами и государственными органами, в первую очередь с органами юстиции, судебными органами, а также иными правоохранительными.органами. С этой целью возможно и полезно, например, представительство президентов палат в соответствующих коллегиальных органах и, прежде всего, учреждений юстиции, а также участие президентов нотариальных палат в работе коллегий и пленумов правоохранительных органов. Актуальна разработка более тесного взаимодействия нотариата с судебной системой, например, путем участия представителей нотариального сообщества в работе пленумов судов, соответствующих заседаниях органов судейского сообщества, принятия совместных решений Федеральной палаты и высших судебных органов, участия Федеральной нотариальной палаты в подготовке некоторых законотворческих инициатив высших судебных органов. Подобная практика широко распространена в странах Европы, Латинской Америки, где нотариусы желанные участники как государственных, так и негосударственных мероприятий. Примечательно, что главы некоторых государств, например президенты Франции, Мексики, Аргентины, традиционно выступают на конгрессах нотариусов.

С точки зрения совершенствования нотариата как корпорации публичного права логично также закрепление в законопроекте принципов и форм нотариального федерализма, а также специфических форм функционирования нотариата как самоуправляющейся, саморегулируемой организации.

Законодательное совершенствование нотариата немыслимо без качественного улучшения работы ключевой фигуры всей системы — нотариуса. В контексте теологического понимания божественной миссии нотариуса исключительно важно расширить сферу нотариальной юрисдикции и, одновременно, сформулировать более высокие требования к должности и личности нотариуса. При этом необходимо повысить эффективность общественного и государственного контроля над деятельностью нотариусов и нотариальных палат.

Целесообразно расширить полномочия нотариуса по ведению нотариального процесса и правовой экспертизе, в частности, закрепив аналогично праву многих правоохранительных органов, право нотариуса и нотариальных палат на безвозмездное получение информации, необходимой для нотариальной защиты прав участников гражданско­правовых отношений, а также закрепив обязанность физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления в разумно короткие сроки отвечать на запросы нотариусов и нотариальных палат. Стремительная компьютеризация экономических и правовых отношений выдвигает на первый план не только ускорение правового обеспечения динамичных экономико­финансовых отношений, но и проблему правовой безопасности этих отношений. Способность нотариата эффективно выполнять свою функцию в XXI веке зависит от того, насколько быстро и адекватно удастся закрепить в законе о нотариате, а также в специальных законах, регулирующих область информации и связи, право официального непосредственного и оперативного доступа нотариуса и, в некоторых случаях, нотариальных палат в соответствующие базы данных, включая государственные органы, кроме, естественно, баз данных, содержащих сведения, составляющие военную и государственную тайну. В первую очередь это относится к следующим базам данных: Единому государственному реестру по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; земельного кадастра; органов технической инвентаризации; памятников истории и архитектуры; жилищно­эксплуатационных организаций, Единому государственному реестру регистрации юридических лиц; реестрам государственной регистрации иных субъектов экономической деятельности; судебных решений, включая аресты имущества; недееспособных и ограниченно дееспособных лиц; системы МВД, включая паспортную систему и систему регистрации, данные органов государственной инспекции безопасности дорожного движения. Вторым важнейшим условием интеграции нотариата в современные информационные процессы и технологии является законодательное закрепление права нотариуса работать с “электронными подписями”, а также разработка правовых процедур и компьютерных технологий, позволяющих достоверно (доказательно) переводить (материализовывать) язык компьютерной информации на язык права.

Необходимо сделать более реальной полную имущественную ответственность нотариуса, предусмотрев как повышения размера страхования профессиональной ответственности, так и главным образом установив институт коллективной ответственности нотариусов через имущественную ответственность нотариальных палат.

Очевидно, что поднятие российского нотариата на качественно иную высоту немыслимо без качественного усиления ответственности нотариуса и нотариальных палат. Главное в этом вопросе, по мнению автора, легализация норм, закрепляющих ответственность нотариуса и палат за нарушение этических норм, как в профессиональной деятельности, так и в случаях, прямо не относящихся к таковой.

Особенная часть законопроекта. В особенной части необходимо законодательно закрепить способы и формы осуществления главного предназначения нотариата и миссии нотариуса. Лаконичная формула усовершенствования особенной части закона о нотариате, по мнению автора, выглядит следующим образом. Необходима разработка нотариального процессуального кодекса. При подготовке особенной части главное внимание должно быть обращено на два аспекта нотариальной деятельности: во­первых, детальную регламентацию всех нотариальных процедур таким образом, чтобы максимально обеспечить особую доказательственную силу нотариального акта, его достоверность, подлинность (аутентичность), возможность практической реализации нотариусом своей высокой и ответственной миссии; во­вторых, разработку эффективных правовых гарантий для физических и юридических лиц, общества и государства, исключающих возможность злоупотребления нотариусами и нотариальными палатами своим статусом и вытекающими из него полномочиями.

Принятие нового законодательства чрезвычайно актуально. В противном случае мы не сможем полноценно исполнять свое предназначение, безнадежно отстанем в социальной конкуренции профессий не только от таких новых для посттоталитарного общества профессий, как, например, риелторы, но и от таких традиционных, как адвокатура.

Таким образом, теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания дает нам точное знание о том, каким должно быть и каким будет законодательство, комплексно и системно регулирующее все аспекты нотариальной деятельности.

И пусть это придаст нам силы!

Этические (нравственные). Теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания делает истинным, выражаясь в терминах классической науки, объективным и доказанным следующий постулат. Высокая миссия нотариуса и нотариальной палаты требует соблюдения нотариусами столь же высоких этических стандартов в профессиональной публичной деятельности и в частной жизни. Мироощущение нотариуса должно непрестанно развиваться в сторону уже упоминавшихся этических идеалов, о которых написано в Святом Благовествовании от Луки. “Но вы любите врагов ваших, и благотворите ненавидящих вас... и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая… Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете… Давайте и дастся вам… ибо какою мерой мерите, такою же отмерится и вам… И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними… Любите ближнего как себя самого, и будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. Только через эту Любовь к Богу, ближнему, посетителям нотариальных контор, коллегам, власти, обществу, врагам, возлюбивший нотариус и сможет быть истинно миротворящим. Только через такую Любовь нотариус сможет полноценно выполнить свое божественное предначертание. Преображенный Любовью, нотариус получит от Всевышнего силы преображать Мир. Естественно при этом, что, культивируя в своей душе высокие этические стандарты, нам необходимо искусно учитывать реальный законодательный и жизненный контекст деятельности нотариуса и нотариальных палат.

В практическом плане данные положения должны быть раскрыты в Этическом (профессиональном) кодексе нотариуса и, по возможности, в тексте закона. Необходимо, как уже говорилось, законодательно повысить требования к профессиональному и нравственному уровню нотариусов и кандидатов в нотариусы, в том числе изменить текст присяги нотариуса. Однако в связи с ограниченными возможностями закона регулировать нравственную область деятельности нотариуса и нотариальных палат особый смысл и первостепенное значение приобретает Этический кодекс нотариуса — нрав­ственная конституция российского нотариата. Нотариальное сообщество уже имеет хороший по светским стандартам Профессиональный кодекс. Однако теперь нам, дорогой Читатель, ясно, что нотариальное сообщество, являющееся совершенно особой профессиональной общностью (юридической “кастой”), не может довольствоваться лишь огрубленными (приземленными) нравственными стандартами светского государства. Нам необходимо максимально возможное приближение к Этике самого высокого свойства. В этой связи отметим, например, тот факт, что учение Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих было названо ими “Живой этикой”, то есть божественной этикой. Для нотариусов соблюдение высших этических правил поведения в публичной профессиональной деятельности и в частной жизни является делом первостепенной важности, без которого невозможно истинное исполнение предназначения нотариата и миссии нотариуса.

Таким образом, теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания дает нам точное знание не только о том, что плодотворная деятельность российского нотариата без Этического кодекса просто невозможна, но и ясно показывает в каком направлении (духе) необходимо перерабатывать нравственную конституцию российского нотариата. Изложенное дает основание сформулировать следующий постулат. Новая эра (“золотой век”) российского нотариата начнется с духовного возрождения самих нотариусов в соответствии с высокими этическими идеалами божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса.

И пусть это придаст нам силы!

Особая ответственность. Теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания делает истинным, выражаясь в терминах классической науки, объективным и доказанным следующий постулат. Всевышним установленная особая личная ответственность каждого нотариуса перед Ним за исполнение божественной миссии нотариуса. Осознанное нарушение нотариусом закона и этических норм есть тяжкий грех! Нарушение нотариусом закона и этических норм является не только противоправным и анти­нравственным деянием. Кому много дано, с того много и спросится! Умышленное нарушение нотариусом закона и этических норм есть преступление перед волей Бога и деяние во исполнение воли сил Зла (сатаны). Ответственность за этот грех во много раз больше и страшнее, чем любая ответственность на земле. Имущественная ответственность, лишение нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью или даже уголовное наказание — буквально ничто в сравнении с тем наказанием, которое понесет провинившийся нотариус перед Богом. Эта кара неминуемо постигнет его не только как человека, преступившего человеческие законы и закон Божий, предписанный всем людям. Особая кара постигнет нотариуса как человека, по соб­ственной воле взявшего на себя ответственность перед Всевышним за исполнение божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса и преступно не исполнившего эту обязанность. Нам самим нести наш крест.

Теологическое понимание предназначения нотариата лежит в основе второго постулата, относящегося к сфере ответственности нотариального сообщества в целом. Всевышним установленная особая личная ответственность каждого нотариального лидера и коллективная ответственность каждой нотариальной палаты перед Ним за воплощение божественного предназначения нотариата. Губительные раздоры внутри нотариального сообщества есть тяжкий грех! Нотариат — миротворческий институт. Его истинная миссия — примирение. Это, безусловно, означает, что мир должен быть в нас самих. Мир должен воцарить внутри всего нотариального сообщества. Мир должен воцарить внутри каждой нотариальной палаты. Мир должен воцарить внутри каждого нотариуса. Лишь став по­настоящему мирным институтом, мы сможем полноценно выполнять Божественную миротворче­скую миссию. Состояние конфронтации и непримиримой полемики лишает нотариат божественной поддержки и магической силы. В Евангелии от Марка сказано об этом: “Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот”. Автор глубоко убежден в том, что внутри российского нотариального сообщества нет абсолютно непримиримых оппонентов, а тем более вечных врагов. Владимир Соловьев писал о возможности и необходимости диалога и примирения между христианами и мусульманами: “Настоящая задача не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, опознать и усвоить положительную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя всемирной истины. Необходимо примирение по существу; существо же примирения есть Бог, и истинное примирение в том, чтобы не по­человечески, а “по­божьи” отнестись к противнику”. Примирение и вечный мир внутри нотариального сообщества (по российской традиции с покаянием всех друг перед другом и раскаянием перед Богом) по существу очень схоже с тем, о чем писал Владимир Соловьев. Ведь примирение должно произойти во имя исполнения божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса. Необходимо как можно скорее, не медля ни дня, встречаться во имя широкого и ответственного диалога между представителями всех взглядов внутри нашего нотариального сообщества и вырабатывать общую стратегическую программу долгосрочных действий. Нотариусы России должны и могут действовать совместно. Все мы фундаментально желаем одного — общественной востребованности нотариата, исторически полезного служения нотариата человеку, обществу и государству, процветания России, общественного уважения и благополучия нотариусов. Нам необходимо встречаться и договариваться, договариваться и мириться, мириться и прощать, прощать и дружно работать сообща. И это первый истинный шаг к радикальному улучшению драматичной ситуации, в которой находится российский нотариат. Оптимистично то, что осуществление этой задачи зависит только от нас. Возможно ли это? Автор уверен, что возможно во имя решения действительно масштабной и судьбоносной задачи. Бог дает нам эту возможность, а мы обязаны благодарить Его за это и протянуть друг другу руку.

Таким образом, теологическое понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Священного Писания предостерегает (уберегает) нотариусов от совершения тяжкого греха особого рода. Ордокосальное понимание эзотерического смысла Откровения дает точное знание о том, что отныне и во веки веков нам необходимо примириться между собой на общем для всех поколений российских нотариусов фундаменте наилучшего исполнения божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса, дружно противостоя нарастающим озлоблению, насилию и неправедности новых времен..

И пусть это придаст нам силы!

Понимание предназначения нотариата и миссии нотариуса в контексте Божественного Откровения и постулатов нотариальной веры заставляет по­новому прочувствовать и понять поистине неземной масштаб не только самой трагедии гибели великого российского Нотариуса Анатолия Ивановича Тихенко, но и небесной торжественности подвига его жизни. “Для российского нотариата Анатолий Иванович Тихенко столь же знаковая историческая фигура, каковыми для нашего юридического сообщества являются такие деятели, как Плевако и Кони. …Объективно, по сути своих убеждений и действий, Анатолий Иванович был политиком федерального уровня, являясь фигурой всероссий­ского масштаба… Героико­трагическое существо его жизни состоит в том, что он погиб за правовые идеалы”, — написал о нем Николай Федоров, крупный российский политик и реформатор, во многом благодаря исторической прозорливости и сильной политической воле которого в 1993 году началось возрождение российского нотариата.

По глубокому убеждению автора, фигура Анатолия Ивановича сравнима не только с Федором Никифоровичем Плевако и Анатолием Федоровичем Кони, но и с таким великим российским историче­ским деятелем, как Петр Аркадьевич Столыпин. У них было много общего. Оба трагически погибли за процветание России в расцвете физических и духовных сил. Они много сделали для исторического прогресса России, но еще более смогли бы сделать. Исторически эти две сильные, несгибаемые личности, наделенные даром предвидеть и приближать будущее, часто были не понимаемы и не принимаемы не только оппонентами, но и единомышленниками. В многогранной и страстной реформаторской деятельности их окружали не только друзья…

Не случайно совпало так, что во время работы над этой статьей автор видел фильм “Страсти Христа”. Какие адовы пытки и физическая человеческая боль Христа (мир ему!)! Но в тысячи раз сильнее Его душевные муки и нечеловеческие нравственные страдания во имя искупления грехов каждого человека, включая предателя, мучителя и палача, всего человечества. Сколь торжественно мощен и светел финал — Воскресение Христа (мир ему!) и Его последующая жизнь! Почти физически ощущая боль Иисуса во время фильма, автор непроизвольно думал о физических муках Анатолия Ивановича, когда после пяти выстрелов в упор пули разрывали его тело… Автору часто кажется, что Великий российский Нотариус принял страдания за грехи нотариусов перед людьми и перед Богом. Он не изменил своему кредо и не отрекся от Веры в нотариат. Он принял муки за эту Веру и наши прегрешения, и погиб смертью нотариального праведника.

Анатолий Иванович Тихенко знал о нотариате все. Он, как никто другой, понимал не только соб­ственно юридическую составляющую нотариата (с позволения сказать, нотариально­правовую материю), неповторимую уникальную роль нотариата в общественно­государственной жизни, место нотариата в системе законодательства и правовых институтов, фундаментальные проблемы нотариата и пути их решения, перспективы его развития и будущий облик российского нотариата. Сейчас уже очевидно, что он знал гораздо больше ! Великий Нотариус просто не мог не понимать и не чувствовать не только на уровне своих энциклопедических знаний о нотариате, но и на уровне подсознания, интуиции и озарения — божественного предназначения нотариата и миссии нотариуса. А иначе откуда такое самопожертвенное служение нотариату и такая неистовая непримиримость к его разрушителям? А иначе откуда такое его страдание за российский нотариат? А иначе откуда такая Судьба! Вспомним, что, выступая на первом международном конгрессе российских нотариусов “Нотариат, права человека, гражданское общество и государство”, он говорил: “Нет сомнения, что гражданам необходим такой беспристрастный юрист, как нотариус, который видит в законодательстве инструмент мира и согласия, юрист, который способен найти наилучшее для сторон решение и заключить приемлемый для всех договор. И каждый раз, когда чаша весов будет склоняться в пользу одной из сторон, для нотариуса это будет означать сокрушительное поражение… В наших действиях мы должны руководствоваться обостренным чувством долга перед соотечественниками, правилами честности, порядочности и профессиональной этики”.

Великий российский нотариус Анатолий Иванович Тихенко свято служил идеалам божественного предназначения нотариата, мужественно исполнив свой долг первого свободного нотариуса России. Он был и остается столпом российского нотариата, признанным не только соотечественниками, но и мировым нотариальным сообществом за неоценимый вклад в современную и грядущую историю российского нотариата.

Светлая память и признание потомков великому российскому Нотариусу, счастье жить с которым имели многие из нас!

И пусть это придаст нам силы!

Чистосердечное духовное общение автора с Читателем подошло к концу. Статья окончена. Автор хорошо понимает ее несовершенство, субъективизм и дискуссионность, а также вынужденный схематизм и упрощенность в изложении логики исследования и доказательств. Но работа была потребностью души. Автор приносит извинения тем, кого, не дай Бог, хоть как­то огорчил этой статьей, и надеется быть правильно понятым представителями всех конфессий, а также атеистами. Вновь хотелось бы подчеркнуть, что в работе исследуется именно Коран лишь только потому, что автор, к сожалению, пока не знаком в необходимой мере с другими Священными Писаниями. В этой связи будет уместно также напомнить христианам, что II Ватиканский Собор включил в Догматическую конституцию о Церкви, в главу “Народ Божий” 16­й раздел “О нехристианах”, в котором говориться следующее: “…Замысел спасения объемлет и тех, кто признает Творца, и среди них — прежде всего мусульман, которые, исповедуя свою приверженность вере Авраама, вместе с нами поклоняются Богу единому, милосердному…”. Автор, надеясь на толерантность Читателя, просит даже самого строгого критика воспринимать статью не как плод авторской самоуверенности (гордыни), не как богохульство, не как религиозный фанатизм и примитивизм. Напротив, автор воспринимает факт появления этой статьи не только как воздаяние Всевышнему за то, что Он делает для нотариусов, но и как проявление Его Божественной воли. Автор понимает, что особенно сложно будет понять содержание статьи, логику аргументов и силу (достоверность) доказательств людям, не верующим в Бога. Главная трудность для них будет состоять даже не столько в том, чтобы понять умом, но сколько в том, чтобы принять статью душой (сердцем), то есть поверить в написанное. Вместе с тем вселяет надежду тот факт, что, по данным различных социологических опросов, в России верующими считают себя до 65 процентов опрошенных. Автор убежден в том, что среди нотариусов число верующих еще больше, около 85 процентов. Автор очень надеяться, что статья станет началом глубокого и вдохновенного диалога на тему “Теологические аспекты нотариата”, основанного на знаниях, содержащихся в священных исаниях различных религий. Это многообразие, безусловно, обогатит наши представления об истинном предназначении нотариата и миссии нотариуса, современную нотариальную практику, и, в конечном счете, поможет успешно решить все актуальные проблемы российского нотариата во благо исторического процветания России и каждого человека живущего на этой земле.

Новая эра (“золотой век”) российского нотариата, когда он будет по­настоящему востребован обществом и государством, и нотариусы смогут реализовать богатейший потенциал нотариата во благо всех, работая в атмосфере равноправного общественно­политического диалога и партнерства с чувством социально­нравственного комфорта, обязательно наступит!

Господи! Помоги нам исполнить волю Твою. Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или прегрешили. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас!

Шарафетдинов Н.Ф., нотариус г. Москвы, кандидат юридических наук

P. S . Автор будет искренне признателен коллегам и всем читателям за отклики и размышления о статье, которые можно присылать в редакцию журнала "Нотариальный вестник" ( Москва,109012, Варварка, 14; E-mail: notarius79{"собачка"}bk.ru) либо непосредственно автору по почтовому адресу: 101851, город Москва, улица Мясницкая, дом 24/7, строение 1 ( нотариальная контора Шарафетдинова).

1 [..]

2 Толкование Священного Корана на русском языке. “Аль­Мунтахаб фи Тафсир аль­Куран аль­Карим”. Опубликовано в Казани в 2001 году (1421 год хиджры по мусульманскому календарю).

3 Короткие сведения об ученых Читатель сможет найти в книге “Значение и смысл Корана”. Сура (глава) вторая Аль­Бакара “Корова”. Комментарий к аятам (стихам) 282, 283, 284, 286, страницы 143­148. Москва, 2002 год. Издательство ООО “Сауримо”. Том 1.

4 Изложенные комментарии смотри в книге “Значение и смысл Корана”. Сура (глава) вторая Аль­Бакара “Корова”. Комментарий к аятам (стихам) 282, 283, 284, 286. Москва, 2002 год. Издательство ООО “Сауримо” Том 1. С.143­148.

5 В книге “Христиане и мусульмане: проблемы диалога”. Библейско­богословский институт св. апостола Андрея. Москва. 2000 год. Страницы 12­13.

6 Проблемы общей теории права и государства. Под общей редакцией В.С.Нерсесянца. Издательство “Норма”. Москва 2001 год, страница 153.

7 Русская философия права. Издательство “Алетейя”. Санкт­Петербург, 1999 год, страницы 8­25.

8 Русская философия права. Издательство “Алетейя”. Санкт­Петербург, 1999 год, страницы 8­25.

9 Л.Р. Сюкияйнен. “Шариат и мусульманско­правовая культура”. Институт государства и права Российской академии наук. Москва, 1997 год.

Список литературы для интересующихся темой.

1. Фома Аквинский. Августин Блаженный (Аврелий).

2. Митрополит Илларион “Слово законе и Благодати”. Работы русских ученных о праве.

3. Соловьев В.С. “Нравственность и право”.

4. Трубецкой Е.Н. “Право и нравственность”.

5. Казанский И.Е. “Право и нравственность как явление всемирной культуры”.

6. Михайловский И.В. “О религиозно­нравственных основаниях права”.

7. Щеглов В.Г. “Нравственность и право в их взаимных отношениях”.

8. Вышеславцев Б.П. “Мораль и закон”.

9. Спекторский Е.В. “Христианство и правовая культура”.

10. Ильин И.А.“О правосознании”. Современные авторы.

11. Сюкияйнен Л.Р. “Шариат и мусульманско­правовая культура”. Институт государства и права Российской академии наук. Москва, 1997 год.

12. “Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия”. Библейско­богословский институт св. апостола Андрея. Москва, 2000 год.

13. Нерсесянц В.С. “Наш путь к праву. От социализма к цивилизму”. Издательство НОРМА. Москва. 1992 год. Он же “Право — математика свободы”. Издательство НОРМА. Москва, 1996 год.

14. Папаян Р.А. “Христианские корни современного права”. Издательство НОРМА. Москва, 2002 год.

15. Петр Баренбойм. “Первая Конституция мира. Библейские корни независимого суда: Учебное пособие”. Белые альвы. Москва, 1997 год. Московский клуб юристов. Библия и конституция. Сборник статей. Белые альвы. Москва, 1998 год.

16. Исаев И.А. “Метафизика власти и закона” Юрист. Москва, 1998 год.

17. Алексеев С.С. “Самое святое, что есть у Бога на земле” Издательство НОРМА. Москва,1999 год.

18. Равиль Алеев. “Афоризмы о нотариате”. Москва. Дизайн”. Vitex­2000”, 2003 год.


© Шарафетдинов Н.Ф. 2004

на ГЛАВНУЮ

кто выдаст кредит без поручителей и залога на личные нужды . Предлагаем отличный вариант деревяные лестницы индивидуальной проектировки