Статьи и выступления А.И. Тихенко
Pro memoria

Верно сие!


Статьи и выступления А.И. Тихенко.




Возрождение нотариата латинского типа в Российской Федерации: практика, проблемы и перспективы
(Выступление на научно-практической конференции "Развитие нотариата как публичного правового института и современное российское законодательство")

Уважаемые коллеги, мне хотелось бы остановиться на некоторых малоизвестных нюансах истории с принятием "Основ законодательства о нотариате".

Что подвигло определенный круг людей, в числе их и ваш покорный слуга, заняться проблемой возрождения подлинного нотариата?

Одна из причин. Когда меня пригласили на работу в Министерство юстиции, по нотариальной части, то дали огромный стол, заваленный диким количеством жалоб. Отдел нотариата, после управления судебных органов, занимал второе место по рассмотрению жалоб. Только в 1984 году их было порядка 10 тысяч. К 1990 году количество жалоб неизмеримо возросло, доходило уже до 16 тысяч. Что мы ни пытались делать - работали по 20 часов в сутки, не вылезали из командировок, "принимали меры" к нотариусам, - жалоб не становилось меньше. Но какие, извините, "меры" можно применить к рядовому чиновнику, а государственный нотариус был именно таковым? Ответственности - никакой. Угрозы потерять работу - тоже. Изучая проблемы нотариата, я понял, что порядка не добиться, пока кардинально не изменить ситуацию с ответственностью. И прежде всего - материальной. Но в то время это было нереально.

Вспомним ситуацию с государственной нотариальной конторой. Я сидел, например, в 6-й Московской государственной нотариальной конторе и совершал порядка 20 тысяч нотариальных действий в год, из которых больше половины были копии документов и лишь какая-то часть — доверенности. Имущественный оборот полностью отсутствовал, никакой собственности (а это самое главное!) у граждан не было, нотариат служил не более чем одним из колесиков бюрократической машины. Отсюда и жалобы. На очереди к нотариусам, на их нерасторопность, на плохое обслуживание...

У нас в отделе стояли 2 тома российского законодательства, из которых мы извлекли Положение 1912 года о нотариусах. Прочитали его и поняли, что все можно изменить и что это вполне реально. А в то время министром юстиции назначили Николая Васильевича Федорова, с которым я, кстати, учился, но не в том дело. Это исключительно прогрессивный, мыслящий, вполне разумный человек, глубоко радеющий за Отечество. На него можно было рассчитывать.

Появились проекты сотрудничества Министерства юстиции с землей Северный Рейн - Вестфалия, мы поехали на стажировку в Германию, составили проект реформирования нотариата. Откровенно говоря, у нас был практически единственный источник - все то же Положение о нотариусах от 1912 года. Короче, министр представил проект Президенту страны. Тот одобрил его как законодательную инициативу.

Два года работы над документом пошли на пользу прежде всего закону - обогатили его, многое прояснили и учли; и для нас тоже были весьма полезны, так как свели нас со многими прекрасными специалистами, просто душевными людьми. Слава Богу, в то время возглавлял правовое управление Верховного Совета господин Цивилев. У него мама была нотариусом, и он очень хорошо понимал правовой статус нотариата. С правовыми структурами Верховного Совета больших сложностей у нас не было. Нашли взаимопонимание. Я очень признателен всем, кто принимал в этой работе участие.

С момента принятия Основ прошло пять лет. На сегодня можно сказать, что этот институт состоялся как никакой другой периода реформирования. К сожалению, кое-кто пытается представить историю несколько в другом свете: произошла чуть ли не революция, нотариусы отбились от рук государства. В действительности же появилось профессиональное сообщество нотариусов, которое насчитывает свыше пяти тысяч человек. В стране действуют 77 региональных палат, тогда как к моменту образования Федеральной нотариальной палаты их было всего семнадцать. И никто не стремится к вольнице, все хотят, чтобы система была сбалансированной, ответственной. Есть, конечно, и трудности, далеко не все безоблачно. Возникают проблемы с Министерством юстиции, с Государственной Думой... Но, мне кажется, мы все же решили главную проблему. А что было до 1993 года? Хорошее и плохое остаются в памяти по-разному...

Преимущества, которые принесла система, очевидны и общеизвестны. Полностью исчезли очереди, люди стали чувствовать себя подлинными обладателями прав, которые можно реализовать. Ну, может ли сейчас кому-то прийти в голову, что нотариус не удостоверит доверенность?! Даже попытки мэрии Москвы издать документы в отношении "лиц кавказской национальности", запрещающие якобы по закону... выдавать доверенности на управление автомобилем, новой нотариальной системой не принимаются. Появилась законность в деятельности нотариусов.

А разве сегодняшняя наша научно-практическая конференция могла состояться в иных исторических условиях? Приехали полсотни субъектов Федерации, представители науки, судебной власти. Всем им не только небезразлична судьба нотариата, они знают, что могут реально влиять на ситуацию.

То, что произошло в России, с позиций Международного Союза Латинского Нотариата (в 1995 году Федеральная нотариальная палата вошла в него - это 67 стран мира), так вот, с их точки зрения, это просто уникальный случай, когда за столь короткое время и на такой огромной территории родилась сложная структура, которая смогла так развернуться и работать. Мы гордимся этим, хотя хорошо понимаем, что у нас есть еще безумное количество нерешенных проблем.

Практически отсутствуют серьезные научные исследования об институте нотариата. Нам хотелось бы привлечь ученых, о чем мы совершенно серьезно и ответственно заявляем. Мы готовы подумать над какими-то проектами по грантам или над какими-то научными проектами, готовы привлечь специалистов из университета для проработки правовых и теоретических проблем развития нотариата в России. Мы понимаем, что без изучения их мы не сможем нормально развиваться. Поэтому мы хотим открыть при Федеральной нотариальной палате филиал кафедры гражданского процесса Московского университета и готовы участвовать в других проектах и МГУ, и других научных и учебных заведений.

Одна из самых крупных современных проблем - это противоречивость и неоднозначность правовой базы нотариата. С принятием нового Гражданского кодекса она, нам кажется, еще больше обострилась. Мы находимся, я бы сказал, в состоянии стагнации. Возьмите хотя бы 163 статью Гражданского кодекса. Существо нотариата сведено к проставлению печати и подписи нотариуса на документах, которые представляет клиент. Неужели разработчики этого документа таким видят наше назначение? Ведь все это мы уже проходили. Это абсолютно не вписывается в рамки действующего законодательства о нотариате. К сожалению, пока большее понимание мы находим у тех, кто занимается применением законов, а не их созданием. Хотя мы стремимся к активным контактам и с Государственной Думой, и с наукой, и с прокуратурой.

Все еще силен в общественном сознании стереотип - нотариус только ставит печати и подписывает документы. Мы не снимаем с себя вины - пассивны, мало занимаемся наукой, популяризацией. Откуда же гражданину думать иначе? - проставил печать и подпись и взял за это деньги. Откуда же гражданину знать, что в сегодняшнем гражданском обороте особенно актуально выражение: скупой платит дважды?

Наша задача - объяснить обществу, что мы ничего не тратим и не забираем из бюджета, что вся система самодостаточна, то есть содержит сама себя на те средства, которые зарабатывает нотариус. Объяснить, хотя бы, что нотариально удостоверенное завещание должно храниться у нотариуса 75 лет, а для этого нужно не примитивное, а специально оборудованное помещение и не на один год аренды.

А заработки за "поставленную печать"? Что ж, и это требует специального пояснения. Нельзя найти другую юридическую специальность, где бы человек нес личную имущественную ответственность за качество своих консультаций, за разглашение тайны нотариального действия или за неправильное обеспечение интересов гражданина. Это принципиально ново и для нас, хотя не ново для остального мира. Мне кажется, даже иные нотариусы продолжают пребывать в состоянии некоторого непонимания степени своей ответственности перед гражданами, обществом и государством, что уж тогда говорить о населении?

Уже в очень далекие времена существовали нотариальные палаты, то есть организации, куда входили профессионалы. То же самое мы пытаемся делать сейчас: и у нас есть нотариальные палаты. Но кое-кто умышленно, а кто-то по недопониманию пытается свести сообщества нотариусов к обычным общественным объединениям. Как будто это клуб по увлечениям, а не профессиональная организация.

Такой подход наносит чувствительный удар по институту нотариата. Вы знаете, что в Конституционном Суде состоится рассмотрение дела по жалобам отдельных нотариусов относительно выхода из региональной нотариальной палаты. Некоторые пытаются посягнуть на Федеральную нотариальную палату и поставить вопрос, что пребывание региональных палат в составе Федеральной Нотариальной Палаты является незаконным. Все это и станет предметом рассмотрения в Конституционном Суде (Конституционный Суд поддержал эту позицию ФНП).

Профессия нотариуса - это, без сомнения, осуществление публичной власти, это публично-правовой институт, который, естественно, имеет свои особенности. С одной стороны, они заключаются в осуществлении той самой публичной власти, а с другой - в том, что этот институт реализуется в самоорганизующейся форме, то есть без материального участия государства.

Если мы хотим идти по цивилизованному пути, надо искать точки соприкосновения с мировым сообществом и в правовой базе. Если Евро-парламент, допустим, принимает резолюцию по вопросам нотариата, это должно иметь значение для всех стран, которые входят в Европейский Экономический Союз, то есть должны быть выработаны какие-то определенные и общие параметры и критерии профессии. Нотариус, в частности, должен обязательно быть носителем власти, осуществлять публичную власть, ибо это влечет за собой обязательное признание сторонами достигнутых договоренностей и значительно облегчает процесс разбирательства дел в суде. Нотариат, по доктрине европейского нотариата и резолюции Европейского парламента, - это институт предупредительного правосудия, институт, который направлен на достижение бесконфликтности в правоотношениях, на то, чтобы при заключении договоров снимались все возможные противоречия, которые могут возникать при заключении сделок абсолютно не подготовленными с правовой точки зрения людьми. Зачем доводить дело до суда, если можно поставить такой предупредительный барьер в виде нотариата? В виде института предупредительного, превентивного правосудия.

Несколько слов о том, как Федеральная нотариальная палата видит возможности дальнейшего развития нашего сообщества. Первый и абсолютно необходимый элемент существования института в целом - это совершенствование законодательной базы. Конечно, существующие Основы решают нотариальную проблему в принципе. Но помимо основополагающих моментов, есть много аспектов, которые просто необходимо совершенствовать. Один из них - вопрос дисциплинарной ответственности нотариусов и проблема государственного контроля за деятельностью нотариата в целом.

Проект Закона мы подготовили, он находится в Государственной Думе. Если говорить о его главных особенностях, то первая из них состоит в том, что мы исходим из того, что нотариат является публично-правовым институтом. Второе, что мы попытались решить в этом законопроекте, - это проблемы, связанные с нотариальным процессом придания документам особого доказательственного статуса, особой доказательственной силы. Дело в том, что в судах возникает много споров по поводу нотариально удостоверенных документов, и во многом эти вопросы можно было бы снять, если бы закон более четко регламентировал поведение нотариуса при совершении конкретных нотариальных действий. У нас в Основах есть раздел о порядке удостоверения нотариальных действий. Он-то и мог бы стать основой комплексного подхода к этой проблеме при совершенствовании гражданского законодательства и законодательства о нотариате.

Еще один из главных моментов и одно из главных условий сильного профессионального нотариального сообщества - это вопрос об обязательном членстве. Как человек не может быть свободен от общества, так и носитель профессии не может быть свободен, не может пребывать вне профессионального сообщества. Профессионал, который отправляет свои должностные полномочия от имени государства, который получает их при назначении на должность от Министерства юстиции Российской Федерации, - просто обязан контролироваться сильным профессиональным сообществом, судебной властью и исполнительной властью, скажем, в виде органов юстиции.

Что можно сказать по поводу реализации этого проекта закона? Он проходит очень, очень трудно... Главное препятствие, как ни прискорбно, в том, что нотариусов воспринимают прежде всего как людей, которые легко и необоснованно получают очень высокие доходы. Я не хотел бы сейчас развивать этот тезис - об обоснованности или необоснованности доходов нотариусов. Позволю себе привести только одну цифру, которая прозвучала из уст заместителя начальника Управления Госналогслужбы Российской Федерации на научно-практическом семинаре в Москве. Доход среднестатистического нотариуса в 1996 году составил 50 миллионов рублей. Подчеркиваю: доход, не прибыль. А теперь прикинем расходы - налоги, аренду, содержание сотрудников, страхование, членские взносы в региональную нотариальную палату... Наконец, и это главное, личная имущественная ответственность за возможные последствия своих действий. Так ли уж баснословно богат нотариус?

Но тем не менее это обстоятельство является, я бы сказал, главной преградой для прохождения любого проекта Закона. Мы, можно сказать, являемся сегодня классовыми врагами для Комитета по законодательству и достаточно большого количества депутатов в Государственной Думе. Иначе нас и не воспринимают. Все разговоры, обсуждение проблем по совершенствованию нотариата упираются водно-единственное. Все попытки объяснить людям, что, если вы считаете, что нотариус получает большие доходы, это можно скорректировать законодательством о государственной пошлине и незачем идти по пути уничтожения института нотариата как класса профессионалов, — все наталкивается на глухоту и отторжение.

С горечью приходится констатировать, что на сегодняшний день ни с Министерством юстиции, ни с Государственной Думой мы пока не нашли общего языка в толковании путей дальнейшего развития института нотариата. Мало того — в последнее время стали возникать и вовсе неприятные процессы. Сначала была договоренность, что и Государственная Дума, и Министерство юстиции введут единую систему нотариата по всей территории Российской Федерации. Ведь ни в одной стране нет такого мутанта — когда в одном нотариальном округе существовали бы нотариусы, работающие в государственном нотариате, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Между двумя системами, по существу, начинает развиваться конкуренция, которая в данном случае лишь вредит делу, то есть обществу. Нотариат, по Закону, не может быть сферой предпринимательства.

Мы твердо убеждены: нотариат не должен примыкать к структурам исполнительной власти; он должен относиться к власти судебной. В ряде латиноамериканских стран институт нотариата находится в ведомстве Верховного Суда. Нам кажется это правильным. Со времени моей работы в Минюсте, с 1984 года, и до сегодняшнего дня там уже сменилось 8 министров! Стаж каждого министра юстиции в этой должности составил в среднем один год. Куда же это годится?!

А Верховный Суд — куда более стабильная структура. Мы никоим образом не говорим, что сейчас требуем немедленного перевода нас под юрисдикцию Верховного Суда. Мы просто пытаемся рассуждать о той правовой ситуации, которая сложилась в стране, и больше всего заботимся о том, чтобы права граждан в нашей стране соблюдались. И чтобы нотариат как институт, который применяет законы, оказался в ситуации, когда на него нельзя было бы оказывать давление.

Если я был излишне эмоционален, прошу простить меня. Но я хотел бы призвать участников нашей научно-практической конференции подойти к прозвучавшим здесь проблемам серьезно и по существу.

Апрель 1998г., Москва

 

Все усилия нотариусов - на службу праву

(Доклад на Конгрессе российских нотариусов "Нотариат, права человека, гражданское общество и государство")

Глубокоуважаемые коллеги и гости Конгресса, дамы и господа!

Мне поручена почетная миссия от имени пяти с половиной тысяч российских нотариусов приветствовать вас в столице Российской Федерации — Москве и сердечно поблагодарить за оказанную честь и участие в работе первого Всероссийского конгресса нотариусов "Нотариат, права человека, гражданское общество и государство".

Спасибо за теплые слова, добрые пожелания нотариату, высокую оценку его миссии и проделанной работы, прозвучавшие сейчас с этой трибуны. Для нас это станет дополнительным стимулом к дальнейшему совершенствованию.

Уверен, нотариальное сообщество Российской Федерации сделает все возможное, чтобы быть достойным звания публично-правового правозащитного и правоприменительного института, соответствующего идеалам правового государства!

Положение в стране. Попытки контрреформирования нотариата

В эти дни отмечается историческая дата - пятилетие возрожденного свободного нотариата России. Для российского общества - это серьезный повод для осмысления итогов его деятельности за эти годы, проблем, с которыми нам пришлось столкнуться, и обсуждения планов на будущее.

Признаемся, сейчас не самый подходящий момент для праздничных торжеств. Россия оказалось на грани новых экономических и социальных потрясений. Делаются попытки ревизии существующих политических и правовых институтов, вплоть до радикального изменения Конституции и политического строя, проведения контрреформы в области правосудия. Очевидно, что это мешает решению наших проблем, подрывает правозащитные и правоохранительные институты — суды, адвокатуру, нотариат, выхолащивает их суть. Словом, положение критическое. Идеологи контрреформ ставят под сомнение саму возможность нотариата как публично-правового правозащитного института и его способность обеспечивать права граждан и других участников экономических отношений. Так ли это?

Значение нотариата в правовом государстве

Глубокое понимание сущности правового государства и Конституции Российской Федерации дают принципиально иной ответ на этот вопрос. Свою главную обязанность по защите прав и свобод человека государство выполняет через правовые институты, среди которых и такой ключевой как нотариат.

Предназначение нотариата в том, чтобы обеспечить граждан и юридических лиц квалифицированной правовой помощью, включающей обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, консультирование участников сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение сторонам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившегося за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц. По существу, нотариат - это звено, которое связывает гражданское общество и государство, поскольку он функционирует на границе частной и публичной сфер и обладает уникальной дуалистической природой. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняет публичные функции и действует от имени и по поручению государства, а с другой - как представитель свободной профессии, независимый юридический консультант сторон, что позволяет уравновешивать права граждан и государства.

В этом смысле, нотариус очень близок к судебной власти, потому что главные принципы их деятельности одинаковы -беспристрастность, независимость, справедливость и стабильность. Могут меняться правительства, люди на ключевых постах в системе государственной службы, пусть даже занимающие абсолютно разные политические и идеологические позиции, но на суды и нотариат как институт предупредительного правосудия это не должно оказывать никакого влияния. Я утверждаю, что нотариальное удостоверение документов как концепция и нотариально удостоверенный договор как юридический инструмент способствуют развитию государства и выхода экономики из кризисного состояния. Я утверждаю, что свободный нотариат - это разумная форма существования государственного института.

Нотариальное удостоверение документов необходимо для юридической безопасности. Мы делаем это не исходя из корпоративного интереса и не из желания сохранить за собой часть юридического "рынка". Право - это не рынок, а сфера юридической безопасности.

Мы не боимся утверждать, что присутствие государства в лице нотариусов необходимо для того, чтобы реально и квалифицированно обеспечить договорные взаимоотношения граждан. Нотариально удостоверенный договор вызывает доверие своим содержанием и датой удостоверения. Он обладает силой судебного решения и, следовательно, подлежит немедленному исполнению. Он подкреплен личной имущественной ответственностью нотариуса.

У граждан, заключивших договор, не возникает надобности обращаться в суд, потому что нотариальный акт обладает особой доказательной силой, а в отдельных случаях — силой исполнительного документа. Иными словами, нотариально удостоверенный договор приобретает статус закона для участников гражданско-правовых отношений. Именно в этом качестве рассматривается нотариат в европейской правовой доктрине и на практике. Римское изречение "Когда работает нотариус, суды отдыхают" ясно раскрывает суть этой доктрины.

Суды еще и сегодня рассматривают огромное количество дел о нарушениях прав граждан, которые имели место до 1993 года, когда функционировала система государственного нотариата советского типа. Они буквально завалены исками в связи с противоправными действиями, которые были допущены при приватизации квартир. Эта проблема приобретает особую значимость еще и потому, что в России до сих пор не создан институт защиты прав добросовестного приобретателя, в результате чего страдают интересы тех граждан, которые честно выполнили свои обязательства и заплатили за приобретенное имущество.

Специалисты в области рынка недвижимости уверены, что если бы оформление первичных правоустанавливающих документов при приватизации жилья осуществлялось нотариатом, то сегодняшней драматической ситуации в этой сфере можно было бы избежать.

Отмена обязательного нотариального удостоверения ряда сделок с недвижимостью может привести к тому, что права граждан на недвижимое имущество опять станут объектом незаконных посягательств. Подобная ситуация уже сложилась в сфере сделок с автотранспортом. Отсутствие обязательного нотариального удостоверения доверенности на управление автомобилем в короткий срок породило криминальную ситуацию и значительно упростило возможность использования транспортных средств вопреки воле их собственников. На этой почве даже развился соответствующий криминальный бизнес, что значительно увеличило объем работы органов внутренних дел.

Уровень преступности в государстве определяется не только числом убийств, хулиганств, изнасилований и так далее, но и числом преступлений в сфере экономики, криминализацией бизнеса и развитием его теневого сектора. Роль нотариата в предотвращении экономических преступлений трудно переоценить! Активное участие этого института в правовом регулировании экономических отношений, безусловно, придаст им большую стабильность, сократит число правонарушений и ликвидирует условия для их совершения и создаст благоприятные условия для иностранных инвесторов.

Защита экономических прав граждан неразрывно связана с необходимостью защитить гражданина от ошибочных или неправомерных действий самого нотариуса. На этот случай законодатель предусмотрел личную имущественную ответственность нотариуса.

По данным Федеральной нотариальной палаты, не было ни одного случая отказа нотариуса, неправильно совершившего нотариальное действие, от возмещения возникшего в связи с этим ущерба. При этом сумма ущерба в десятки раз превышает размер нотариального тарифа. Достаточно сказать, что за 1997 год размер возмещенного ущерба превысил 56 миллиардов рублей. В этом и заключается колоссальное для граждан и общества преимущество института частнопрактикующих нотариусов.

Дополнительные гарантии гражданам создает и коллегиальная ответственность всего нотариального сообщества. В тех случаях, когда нотариус не в состоянии сразу возместить причиненный им ущерб, эту обязанность берет на себя региональная нотариальная палата. Так, например, совсем недавно Нотариальная палата Волгоградской области в порядке возмещения ущерба заплатила одному клиенту более 100 миллионов рублей, причиненного ему вследствие признания нотариального действия неправомерным.

История

Нотариат России имеет поучительнейшую историю! Судьба его с древних времен всегда была предметом особого внимания Российских императоров, руководителей государства и выдающихся отечественных юристов. Как известно, очень много сходных черт с нотариусами было у площадных дьяков, деятельность которых приобрела публичный характер благодаря Указу паря Федора Иоанновича от 15 февраля 1597 года. А начиная с 1649 года акты, составленные ими, признавались бесспорными и заносились в Поместные, Земские, Холопьи приказы.

В эпоху судебной реформы 1864 года и вплоть до 30-х годов нашего столетия нотариат представлял собой правозащитный и правоохранительный институт, тесно связанный с судебной системой. Назначение на должность нотариуса и освобождение от должности осуществлялось окружным судом, а регистрация сделок с недвижимостью - старшим нотариусом, который был служащим суда. К сожалению, эта давняя традиция была прервана при советской власти, когда руководство нотариатом перешло от судебных органов к органам юстиции. Это и послужило причиной его превращения в бюрократический государственный орган исполнительной власти.

Общество хорошо помнит, что нотариусы были техническими сотрудниками, функции которых сводились всего лишь к свидетельствованию подлинности подписей и верности копий документов. Они были своего рода "начальниками гербовой печати", и не более того. Вы наверняка помните и то, с какими унижениями для россиян был часто связан визит к нотариусу тех времен - огромные очереди на месяцы, запись на прием с раннего утра.

Между тем экономические реформы и развитие гражданско-правовых отношений ставили перед нотариусами все более сложные задачи. У людей появилась собственность и сделок с ней становилось все больше и больше, а существо сделок - все сложнее.

В 1992 году количество жалоб на нотариусов достигло 16 тысяч, и в правовой "жалобной книге" нотариат занял позорное второе место — после жалоб на судебные решения. Министерство юстиции в ответ на массовые недовольства увеличило число нотариусов. Результат удивил всех: очереди к ним увеличились, а качество работы не стало лучше. Впрочем, удивляться не стоило. Ведь главной причиной того, что нотариусы не справлялись с растущим спросом на свои услуги, была абсолютная их незаинтересованность в качестве и количестве работы. Материально-техническое обеспечение нотариальных контор было ужасающим. Не хватало не только оргтехники и бумаги, но и денег - государство было бедно. Найти выход из положения помогли исследования отечественного и современного зарубежного опыта. Определенным примером успешного решения проблемы могло служить реформирование нотариата в бывшей Германской Демократической Республике и других странах Восточной Европы, где для скорейшего обеспечения нотариальным сопровождением происходящих экономических преобразований, причем без затрат со стороны государства, пришлось прибегнуть к резким переменам в нотариате. Главным элементом реформы стало возрождение в этих странах нотариата латинского типа.

При этом хотелось бы отметить, что фактические затраты граждан при осуществлении имущественных сделок в странах с континентальной системой права и развитым институтом нотариата в 3-7 раз ниже, чем в странах англо-американской системы. Известно, что в Америке граждане тратят огромные деньги на защиту своих прав. В год там слушается 20 миллионов судебных дел только по вопросам сделок с недвижимостью. Иначе говоря, каждый десятый американец ежегодно с кем-нибудь судится.

Для России же переходного периода подобная модель оказалось бы не просто опасной, но и губительной.

И российский законодатель принял историческое решение: реформировать нотариат, взяв за образец отечественную историю и европейский опыт. При этом законодатель пошел по мягкому прогрессивному пути и сделал ставку на эволюционное развитие системы: не отвергая и не отменяя старый нотариат, он ввел новый, основанный на принципах латинского нотариата. Дальнейшее его развитие должно было показать, какой из существующих нотариатов более отвечает требованиям времени и нашим условиям.

Нет сомнения, что частнопрактикующий нотариат доказал свое бесспорное преимущество. Сегодня нотариат - единственный публично-правовой институт в нашей стране, действующий на беззатратной основе.

В России пять с половиной тысяч нотариусов осуществляют свою профессиональную деятельность без финансирования со стороны государства и каких-либо дотаций. Они представляют один из правовых институтов, который не расходует государственные средства, а пополняет бюджет. Они, что не менее важно, составляют стабильный и предсказуемый источник пополнения местных бюджетов. Более того, нотариусы едва ли не единственные в современной России представители среднего класса, исправно платящие налоги со всех своих доходов.

Минувший пятилетний период - это период возрождения нотариата в качестве правозащитного, правоохранительного и внесудебного института, призванного обезопасить права и законные интересы участников гражданского оборота. За пять лет он, по существу, мучительно превращался из гадкого утенка, каким был в советское время, в мощный и действенный правовой институт.

Сегодняшние нотариусы в своем большинстве не только имеют высшее юридическое образование, но и постоянно совершенствуют свою правоприменительную практику. Они способны анализировать сложные правовые и экономические ситуации; они не боятся выйти за рамки устаревших ведомственных инструкций и типовых соглашений, разработанных еще в шестидесятые-семидесятые годы; они адекватно воспринимают современные правовые новеллы.

Ежегодно в наших конторах совершается более 70 миллионов нотариальных действий и удостоверяется порядка двух с половиной миллионов договоров. Изо дня в день мы разъясняем нашим клиентам закон и возводим в ранг закона волю российских граждан. Переступая порог пяти с половиной тысяч нотариальных контор, граждане получают юридическую защиту, которая помогает им избежать ступеней лестницы, ведущей в здание суда. Таким образом, правосудие ежедневно осуществляется не только в здании суда. Однако мы могли бы сделать гораздо больше, если бы государство постоянно не забывало, что учредило институт нотариата. Нам кажется, что только мы одни верим еще в государство, оно само уже утратило веру в свою необходимость для обеспечения нормального функционирования договоров. Неужели ценность общественного доверия, воплощенного в печати, кажется государству бесполезной. Иначе чем объяснить, что гражданина, обращающегося к нотариусу за удостоверением договора, государство пугает тарифом, бесплатно предлагая ему составлять договор в простой письменной форме, ненадежный и опасный с правовой точки зрения? Странно, не правда ли. Ведь нотариально удостоверенный договор в мировой практике — это своего рода конвертируемое правовое явление, поскольку он признается и принимается всеми и не нуждается в дополнительных доказательствах. Развитие российского нотариата способно обеспечить объективные предпосылки для дальнейшей интеграции России в европейское сообщество демократических государств для унификации законодательства и правоприменительной практики.

Международное нотариальное сообщество в значительной степени помогло возрождению и становлению независимого российского нотариата нового типа. И в 1995 году российский нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят в члены одной из крупнейших и почитаемых среди международных негосударственных организаций - Международный Союз Латинского Нотариата. В его состав входят почти 70 национальных нотариальных организаций (Европы, Азии, Америки, Африки). Он имеет свои официальные представительства в ООН, Совете Европы, Европейском Союзе и во многих других межгосударственных, межправительственных и неправительственных международных организациях. Реально действует и развивается российско-швейцарская программа сотрудничества; в ближайшей перспективе — создание таких же программ с нотариальными союзами Германии, Италии, Испании.

Но лучшей похвалой для обновленного нотариата стала благодарность судейского сообщества, которое мы смогли оградить от лавины гражданских исков. Более того, именно судьи впервые заговорили о том, что развитие нотариата создает объективные условия для осуществления судебной реформы, когда нотариат и суд будут работать как партнеры.

Проблемы и решения

Закон учредил принципиально новое профессиональное сообщество - нотариальные палаты. Нередко приходится слышать, что нотариальные палаты - это общественные объединения, созданные для защиты интересов нотариального сообщества. Подобное заблуждение можно объяснить не столько несовершенством законодательства, сколько желанием некоторых нотариусов избежать контроля со стороны всего нотариального сообщества.

Уважаемые коллеги! Если договоры, удостоверяемые нами, имеют высшую юридическую силу, если наша деятельность необходима для сохранения в обществе равновесия, - очевидно, что на нас возлагается больше обязанностей, чем на других. Вот почему каждый из нас должен следить за соблюдением правил этики, никогда не отступать от фундаментальных принципов нейтралитета, объективности и беспристрастности. А для того, чтобы эти правила соблюдались, и нужны палаты. Не зря законодатель наделил нотариальную палату ответственными полномочиями — контролировать исполнение нотариусами своих профессиональных обязанностей. Игнорирование этих обязанностей, равно как и нарушение ими законодательства, служит основанием для обращения палаты в суд с иском о лишении такого нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью.

Нотариальные палаты были учреждены для объединения частнопрактикующих нотариусов. В настоящее время создано 76 региональных палат. Нет нотариальных палат только в 13 субъектах Российской Федерации. К сожалению, потому что органы юстиции отказываются регистрировать их в качестве некоммерческих организаций профессионалов.

Буквально на этой неделе Конституционный Суд РФ подтвердил необходимость обязательного членства нотариусов в нотариальных палатах, а также статус самих палат как профессиональных некоммерческих объединений, правомочных осуществлять властные и контрольные полномочия в соответствии с федеральным законодательством. В решении Конституционного Суда также подчеркивается, что государство, обеспечивая оказание гражданам юридической помощи, обязано устанавливать с этой целью определенные профессиональные требования. К компетенции законодателя относится и определение соответствующих условий допуска тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности с учетом ее публичной значимости. Это особенно важно, когда такая деятельность (как это имеет место в случае с нотариатом) осуществляется от имени государства.

На наш взгляд, для того, чтобы прошедшее пятилетие не превратилось в краткосрочный социальный эксперимент, необходимо внести серьезные изменения в российское законодательство. Мы считаем, что радикальный способ изменения существа дела — это переход нотариата под юрисдикцию судебной системы с тем, чтобы все кадровые вопросы в нем решались на уровне республиканских, краевых и областных судов. Судебный контроль за правильностью совершения нотариальных действий существует уже сейчас. Осталось только расширить права судебных органов по освобождению нотариусов от должности на основании рассмотрения исковых дел, которые подтверждают наличие противоправных действий со стороны нотариуса.

Мы считаем, что нужно создать при Судебном департаменте страховой фонд коллективной ответственности нотариального сообщества за каждого нотариуса. В него ежемесячно перечисляются средства из Федеральной нотариальной палаты. И, наконец, мы надеемся, что будет создана Академия правосудия под патронажем Верховного Суда Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты.

Мы понимаем, что внесение подобных революционных изменений может испугать законодателя. Но возможен более плавный, более эволюционный путь преобразований, например, установление на первых порах смешанного контроля за нотариатом со стороны суда и органов юстиции. При всей разносторонности способов решения данной проблемы, ее нужно решать. Речь-то идет об усилении роли государства в осуществлении контроля за функционированием нотариата.

Развитие законодательства о нотариате должно сопровождаться также установлением более жестких требований для занятия должности нотариуса и расширением оснований для освобождения от должности, коллективной ответственности всего нотариального сообщества за деятельность каждого нотариуса. Мы уверены, что в Гражданском кодексе должны быть восстановлены подлинные статус и функции нотариата и усилены с помощью нотариата регулятивные функции государства в имущественных отношениях. Эта регулятивная функция должна быть также отражена в Федеральном законе "Об акционерных обществах", в котором следовало бы предусмотреть обязательное участие нотариуса как независимого и беспристрастного представителя государства в собрании акционеров и ведении им протокола.

Нам представляются весьма перспективными изменения в законодательстве о нотариате и налоговом законодательстве, в которых были бы закреплены положения о реализации нотариусом ряда государственных фискальных функций. Целесообразно также внести изменения в Уголовный кодекс с целью более точного определения состава правонарушений и усиления мер ответственности нотариуса.

Законодательное закрепление за нотариатом статуса института предупредительного правосудия неразрывно связано с внесением определенных изменений в процессуальные законы, Федеральный закон "Об исполнительном производстве", налоговое законодательство. Кроме того, мы полагаем совершенно необходимым привлечение нотариата к активному участию в создании системы учета недвижимости в стране и сделок с ней.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что закрепление положений, способствующих эффективному развитию нотариата, должно носить системный, комплексный характер. Это позволит избежать противоречий в системе законодательства, снизит возможность возникновения проблем и разночтений в правоприменительной практике.

Заключение

Уважаемые участники Конгресса!

Нет сомнения, что нашим гражданам необходим такой беспристрастный юрист, как нотариус, который видит в законодательстве инструмент мира и согласия, юрист, который способен найти наилучшее для сторон и для общества решение и заключить приемлемый для всех договор и каждый раз, когда чаша весов будет склоняться в пользу одной из сторон, для нотариуса это будет означать сокрушительное поражение.

Давайте признаемся друг другу, что сладкие рассуждения о верховенстве закона, которой вроде бы способен обеспечить равноправие договаривающимся сторонам, - только иллюзия, если нет того, кто делает этот закон живым и действующим. Закон - это только руководство к действию. Служители закона, к числу которых в полной мере относятся нотариусы, делают закон действующим.

Да, в последнее время нам стало казаться, что государство утратило веру в необходимость своего квалифицированного участия в деле обеспечения имущественных прав граждан. Но это вовсе не повод для нас, нотариусов, относиться к правам граждан безответственно и пренебрегать своей обязанностью быть беспристрастными и объективными. В наших действиях мы должны руководствоваться обостренным чувством долга перед соотечественниками, правилами честности, порядочности и профессиональной этики.

Когда речь идет о нотариусе, то недостаток деликатности уже становится нарушением, а недостаток тщательности в работе - преступлением. Причем, добавлю, строже всех нотариусов должны судить их же коллеги, долг которых заботиться о юридической безопасности удостоверяемых ими документов.

Если мы не хотим, чтобы безбрежный либерализм заменил общечеловеческие идеи; если мы не хотим, чтобы рынок управлял всем и подминал право; если мы не хотим, чтобы государство и закон в России были сведены к уровню безликих институтов власти при рынке, будем бороться за наши ценности! Направим все силы нашего сообщества на службу России и праву.

Май 1998г., г. Москва

 

Нотариат нуждается в переломе ситуации

(Из выступления на региональном совещании руководителей нотариальных палат Юга России)

Ситуацию, сложившуюся в нотариате, необходимо переломить. Я неоднократно встречался с высшими должностными лицами исполнительной и судебной власти страны. Тему разговора определила судебно-правовая реформа. По мнению некоторых из них, независимый, компетентный и сильный нотариат, являясь самофинансируемым, мог бы взять на себя часть работы суда, тем самым способствуя проведению судебной реформы. Это возможно при соблюдении ряда условий, среди которых в нотариальном обществе остро встают проблемы профессионализма, соблюдения профессиональной этики, прозрачности в финансовых вопросах. Нареканий в адрес частнопрактикующего нотариуса много. Сложился его нелицеприятный стереотип. И изменить его трудно, ибо порой жизненные реалии подтверждают негативные выводы, связанные с деятельностью отдельных нотариусов.

Можно сколько угодно доказывать преимущества института нотариусов, его необходимость для общества и правовой системы, можно договариваться о лоббировании законодательных актов, отстаивающих наши профессиональные интересы. Но насколько эти меры эффективны, если нотариальное сообщество нуждается в переломе ситуации, сложившейся сегодня внутри него?

Мои встречи с высшими должностными лицами исполнительной и судебной власти РФ четко очертили контуры глобальных проблем нашего сообщества. Способны ли мы реально осуществлять превентивное правосудие в интересах граждан нашей страны, в интересах правопорядка? Проблема в нас самих. Не должно быть сокрытий фактов непрофессионализма, "отбеливания" людей, допустивших нарушения. Примеры негативных ситуаций можно предотвратить путем четкого разграничения власти президентов региональных палат и комиссий, которые публично рассматривают дела. Необходим, как я уже говорил, механизм коллективной ответственности.

Я хочу подчеркнуть, что большинство нотариусов работают добросовестно, профессионально, они понимают: их работа всецело зависит от их репутации. Однако и один человек может испортить положительное мнение о представителях нашей профессии. Поэтому остро встает вопрос о необходимости наведения порядка в каждом регионе, о приведении каждого шага в деятельности нотариусов в соответствие принципам и критериям, указанным в Профессиональном кодексе нотариуса.

Октябрь 2000г., г. Ставрополь

 

Необъяснимый, с точки зрения здравого смысла, процесс

(Выступление на "круглом столе" "Российский нотариат: реалии, концепции, законодательство", организованном Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам)

Прежде всего, необходимо рассмотреть принципы работы нотариусов, занимающихся частной практикой в Российской Федерации: независимость, беспристрастность, страхование профессиональной ответственности и личная имущественная ответственность. Эти принципы заимствованы у нотариата латинского типа. Следует обратить внимание и на ряд других, не менее важных принципов, присущих латинскому нотариату: самоуправление и самоорганизация, финансовая независимость от какого-либо бюджета. Именно воплощение всех этих принципов на практике сделало нотариат латинского типа таким эффективным.

При всех неоспоримых достоинствах нотариата латинского типа в Российской Федерации все же происходит необъяснимый, с точки зрения здравого смысла, процесс - повсеместное сокращение компетенции деятельности нотариусов. Так, раньше обязательным было нотариальное удостоверение учредительных документов об образовании акционерных обществ, нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью и автотранспортом. Сейчас данные сделки не подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

Круг лиц, которым предоставлено право совершать нотариальные действия, необоснованно широк. Зачем тогда устраивать серьезные экзамены и конкурсы для юристов, если нотариальные действия в соответствии с гражданским законодательством могут совершать медицинские работники, командиры воинских частей, начальники мест лишения свободы, работники жилищно-эксплуатационных контор?

Такой подход несостоятелен. Нотариат придает стабильность и большую прозрачность всему экономическому обороту. Расширение сферы использования института нотариата позволило бы сократить количество рассматриваемых дел в судах, сэкономить бюджетные средства на содержание судебной системы, улучшить качество рассмотрения судами дел, уменьшить время, объем судебного разбирательства с точки зрения рассмотрения судом доказательств, подтвержденных нотариально удостоверенными актами, что в конечном итоге способствовало бы развитию судебной реформы у нас в стране.

Ситуация во многом усугубляется введением в российскую правовую систему институтов англосаксонской системы права, основанной не на предупреждении споров, а на возможности урегулирования гражданских правоотношений преимущественно лишь в судебном порядке.

Такая система не в состоянии предотвратить рост числа споров и соответственно затрат государства, связанных с деятельностью судов. Отсюда следует вывод: попытка обеспечить доступность правосудия путем существенного увеличения числа судей, зданий судов, финансирования судебной системы является неэффективной как с экономической точки зрения, так и с точки зрения защиты прав участников гражданских правоотношений. Следовательно, необходимо развивать важнейшие элементы системы защиты прав и свобод, такие как третейские суды, адвокатура и нотариат.

Использование потенциала института нотариата позволило бы существенно декриминализировать экономический оборот при реализации Правительством Российской Федерации определенных программ в области социальной политики и модернизации экономики, касающихся, в частности, изменения процедуры регистрации юридических лиц, ограничения полномочий и функций государственных контролирующих органов, обеспечения прозрачности деятельности предприятий и организаций и оформления организованных рынков.

Введение надежных механизмов защиты участников гражданских правоотношений и упорядочение экономического оборота с помощью института нотариата способствовало бы притоку иностранных инвестиций в Россию и увеличению возможностей интеграции нашей страны в европейские и международные структуры. Такой подход соответствовал бы резолюции Европейского парламента 1993 года, отметивший значительную активизацию нотариальной деятельности в качестве непременного условия создания единого европейского рынка, роста мобильности субъектов права.

Что касается возрастания значения нотариата и повышения эффективности его деятельности, то это достигается за счет перевода нотариата на единую внебюджетную основу. Рассматривая проблему нерентабельных северных регионов, нотариальное сообщество обсуждает возможность дополнительного финансирования деятельности каждого нотариуса через средства и резервные фонды Федеральной нотариальной палаты.

Основными задачами, стоящими перед нотариальным сообществом сегодня, являются расширение сферы нотариальной юрисдикции путем введения обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью и других сделок с участием инвалидов, несовершеннолетних, престарелых, участие нотариуса в защите прав акционеров и иных хозяйствующих субъектов; создание института страхования профессиональной ответственности нотариусов, основанного на принципах накопительного страхования, отвечающего требованиям международных стандартов.

Данные задачи могут быть решены путем выработки, прежде всего, единой позиции заинтересованных ведомств. Кроме того, необходимо согласовывать позиции Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палаты по вопросам развития и деятельности внебюджетного нотариата.

Декабрь 2000г., г. Москва

 

Последнее интервью для прессы

А.И. Тихенко был постоянным членом редакционного совета газеты "эж-Юрист" Издательского Дома "Экономическая газета". Беседа А.И. Тихенко с корреспондентом газеты "эж-Юрист" Михаилом Чеботаревым состоялась за месяц до произошедшей трагедии.

Нотариат: институт приоритета права*

Чеботарев. На каком уровне и какую роль играет институт нотариата в России сегодня ?

Тихенко. Для того чтобы юрист или простой обыватель понял, какое место в российском государстве занимает нотариат и какую роль играет нотариальное удостоверение, необходимо обратить внимание на международную позицию в этой области. Примером тому служит точка зрения президента Франции Жака Ширака, которую он высказал на закрытии 94-го конгресса нотариусов Франции. Жак Ширак, обращаясь к нотариусам Франции, заявил, что в их руках находится особый инструмент, который позволяет удовлетворять насущные потребности общества. Он имел в виду изобретение французского юридического гения — "нотариальная форма документов", которая является способом обеспечения надежности договоров и соблюдения прав, связанных с собственностью.

"Своей деятельностью нотариус отвечает на одно из самых законных чаяний наших сограждан жить в обществе организованном, а не хаотичном, в обществе, управляемом правом, а не силой. Договор является одним из главных способов достижения этой цели. Это важнейший инструмент, которым пользуется общество, построенное на принципах свободы и ответственности. Расширять границы договорной свободы не значит предоставлять договаривающиеся стороны самим себе, поскольку правда тогда будет на стороне сильнейшего. Договор может полностью соответствовать своим целям лишь в том случае, если он заключен в условиях, дающих возможность гарантировать соблюдение интересов всех сторон ".

Теперь обратимся к позиции наших ученых в отношении свободы договора. Они говорят, что реальное удостоверение договора является ограничением свободы договора?!

В европейском понимании свобода договора - это нотариальное удостоверение, а в российском - привлечение нотариуса рассматривается как ограничение данной свободы.

*"эж-Юрист", №9(161), март 2001

В России все пытаются решать споры не мирным путем, а в судах. А правовая система, например, Франции построена по совершенно иным принципам. Там никто из высших должностных лиц никогда не порекомендует обращаться в суд. Он скажет, что все проблемы необходимо решать договаривающимися сторонами без участия судьи. Жак Ширак говорит, что в обществе, основанном на свободе и ответственности, сами партнеры должны решать возникающие между ними разногласия, не прибегая постоянно к помощи судьи". Речь в данном случае идет как о самом принципе, так и о конкретных интересах каждого из нас. Применение нотариально удостоверенного договора может содействовать развитию различных способов мирного решения конфликтов.

В России идут по совершенно иному пути - создают судебные прецеденты, пытаются насаждать в стране, которая имеет континентальное законодательство и кодифицированное право, ситуацию, которая характерна для англосаксонской системы права. А во всех цивилизованных странах институт нотариата рассматривается как институт превентивного правосудия, который направлен не на то, чтобы возникали споры, а на то, чтобы происходила профилактика споров, на то, чтобы в период или в момент подписания договора или до его подписания нотариус, обладая публично-правовым статусом, разъяснил все последствия той сделки, которую стороны заключают, дабы не возникло никакого недопонимания и приоритета сильной стороны над слабой.

Нельзя не сказать и об ответственности нотариуса в нашей стране за несоблюдение законодательства.

В Законе 1993 г. есть норма, в которой сказано, что нотариус несет личную имущественную ответственность за нарушение прав граждан. Он не имеет права приступить к своей работе до тех пор, пока не заключит договор страхования профессиональной ответственности, и поэтому институт нотариата в России является самым правовым институтом среди всех остальных, потому что за каждое принятое решение есть, по крайней мере, теоретическая возможность привлечь нотариуса к ответственности.

Попробуйте привлечь адвоката за неправильную юридическую консультацию... Это практически невозможно и не повлечет за собой ни прекращение его практики, ни возмещение никакого ущерба... А с нотариусом никаких проблем — за разглашение тайны совершения нотариального действия, если это повлекло имущественный ущерб, нотариуса можно привлечь к ответственности. Он обязан выплатить возмещение лично сам, страховая компания должна нести ответственность за это и при этом нотариус может лишиться права заниматься нотариальной деятельностью.

На сегодняшний день в России 5000 нотариусов. За год ущерб от неправомерных действий нотариусов исчисляется суммой в 500 000 рублей.

Чеботарев. Каковы, на ваш взгляд, причины пусть не столь часто, но встречающихся в практике нотариуса юридических ошибок ?

Тихенко. Первая причина состоит в очень серьезных недочетах законодателя в принятии закона, который можно читать и так и этак. Федеральная нотариальная палата за последнее время три раза обращалась в Конституционный Суд РФ с жалобами на неконституционность законов. Два раза это касалось страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, и одно обращение было связано с жалобой нотариуса в отношении публично-правового статуса нотариата. Такое уважаемое ведомство, как Минюст России, говорило, что нотариат не является публично-правовым институтом, что нотариусы не должны быть в обязательном порядке членами нотариальной палаты. По этому поводу у нас было серьезное разногласие с Минюстом, Генпрокуратурой. Но КС РФ разобрался и сказал, что нотариальная палата является публично-правовой организацией и имеет право осуществлять контроль за деятельностью нотариусов.

Чеботарев. Что вы можете сказать о не так давно созданной системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество? Ведь большинство нотариусов в период становления системы не поддерживали эту идею, так как считали, что сами способны более полно защищать права владельцев недвижимости? Насколько институт регистрации оправдала себя?

Тихенко. Да, действительно, в стране появился институт регистрации прав на недвижимость. Я не возражаю принципиально против того, что сделки должны регистрироваться, это абсолютно очевидно, и институт регистрации должен существовать. Но давайте вернемся к истории нашего государства. В царской России нотариус занимался регистрацией прав собственности на недвижимое имущество. А теперь регистраторы упрекают нотариусов за то, что они получают 1,5% за регистрацию и считают, что это слишком много. Я лично объяснял в Минюсте РФ, что никакой системы органов регистрации создавать в Российской Федерации нет необходимости. Ведь сейчас в стране работают 11 тысяч регистраторов, и я предлагал вернуться к историческим корням России, где функцию регистрации прав на недвижимость выполняли нотариусы. Мы, нотариусы, могли бы все это сделать своими силами, не создавая систему регистраторов, и все бы сделки регистрировались в рамках тарифа, который нотариус получает за удостоверение сделок с недвижимостью. Но эта идеология не нашла должного одобрения, и была создана система регистрирующих органов.

Проблема заключается в том, что система регистрирующих органов есть, но в этой системе нет механизмов и противовесов для сдерживания незаконных действий и несения личной имущественной ответственности регистраторов. Регистраторы и нотариусы относятся к ведению Минюста РФ и должны друг друга дополнять. С одной стороны, ни в коем случае нельзя лишить гражданина права получить профессиональную консультацию и публично-правовой акт, который готовит нотариус, удостоверяя его, и с другой стороны, этот акт должен быть профессионально зарегистрирован. Поэтому, на мой взгляд, компетенция нотариуса должна плавно перетекать в компетенцию регистратора.

Что касается материальной стороны вопроса нотариально удостоверенного документа нотариусом, а именно 1,5% от стоимости сделки, то я могу сказать, что это та минимальная сумма, которая является с экономической точки зрения вполне обоснованной. В противном случае никакого механизма ответственности не могло бы существовать.

Чеботарев. Законодательство о нотариате имеет довольно "почтенный " возраст. Скажите, ощущается ли на практике необходимость принятия каких-либо изменений в него?

Тихенко. Например, в Госдуме РФ находятся проекты закона о сокращении размера тарифов за удостоверение договоров ипотеки с 1 до 0,5%. Есть инициативы некоторых ведомств в отношении того, что за договор, допустим, ипотеки квартиры взимались бы твердые цифры, исчисляемые не процентами, а, скажем, суммой в 200 рублей за один договор. Но есть ведомства, такие, например, как Минстрой, которые не учитывают никакой экономико-правовой основы существования публично-правового института нотариата, который не зависит от каких-либо бюджетных вливаний и финансирования со стороны государства и федерального бюджета.

На Президентском совете неоднократно заслушивалась информация о состоянии дел в нотариальном сообществе. Совет уделил достаточно большое количество времени для подготовки проекта закона. Но проблема состоит в том, что некоторые чиновники высшего звена, недооценивая и не понимая правовую природу нотариата, пытаются свести его деятельность только лишь к одному - проставлению печати, подписи и получению денег за то, что поставлены эти подпись и печать.

На всем протяжении своей работы я не перестаю удивляться, как законодатель определяет место и роль нотариата. Возьмем, например, ГК РФ, согласно которому нотариальное удостоверение - это всего лишь проставление печати и подпись нотариуса на документе, который представляет клиент. Разве это является функцией нотариуса? Есть Закон о нотариате, где четко обозначены функции нотариуса, и сейчас российские ученые однозначно признают, что существует нотариальный процесс. В ГК РФ, на мой взгляд, происходит умаление достоинств публично-правовой профессии нотариуса, той, в результате которой любой документ становится "железобетонным". У нас в стране возникает ситуация, когда чиновники, которые говорили, что нотариус не должен удостоверять сделки с недвижимостью, очень, глубоко заблуждаются. Потому что даже в Германии при их ментальности требуется нотариальное удостоверение таких сделок, ибо когда продается квартира, это касается многих лиц — супруга, родителей, несовершеннолетних детей: кто им разъяснит права, кто проверит, есть ли обременение или нет его?

Чеботарев. Известно, что нотариат находится в подчинении Министерства юстиции РФ. Как складываются взаимоотношения между вами, ощущается ли какое-либо давление на нотариальное сообщество в области контроля ?

Тихенко. Существует мнение Минюста, связанное с увеличением его влияния на деятельность нотариусов. Это касается, во-первых, степени контроля за нотариальным сообществом, во-вторых, требования в отношении того, чтобы органам юстиции было предоставлено право обращаться с иском в суд о прекращении полномочий нотариуса. На сегодняшний день они могут поставить вопрос о прекращении полномочий нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, и контролировать его деятельность. Теперь же они хотят получить право и вносить представления в отношении нотариуса, занимающегося частной практикой. Мы не против. Но у нас есть предложение о том, чтобы Мин-юст не имел возможности самостоятельно приостанавливать полномочия нотариусов. Представим ситуацию, когда нотариус допустил ошибку и нарушил требование законодательства, и для того, чтобы оперативно принять меры и не дать нотариусу продолжать работать, Минюст считает, что должен иметь право прекратить полномочия нотариуса до рассмотрения дела судом. Мы, конечно же, не возражаем, но деятельность нотариуса основана на экономических принципах и в период времени, когда приостанавливаются его полномочия, а в законе сказано, что нотариус не может заниматься никакой другой деятельностью, возникает вопрос: кто будет платить нотариусу зарплату, возмещать реальные убытки и так далее?

Чеботарев. Какова ваша позиция в отношении статуса нотариуса? Ведь, с одной стороны, он не может являться предпринимателем, а с другой — он фактически приравнивается к нему для целей налогового законодательства?

Тихенко. Действительно, нотариус по закону не является предпринимателем и не преследует целей извлечения прибыли. По этому вопросу проходило заседание КС РФ, и его постановлением определено, что нотариус не может быть предпринимателем. Но я понимаю, что нельзя для каждой профессии создавать свои правила, по которым надо работать. Замысел законодателя понятен — налогообложение и отчетность. Но налоговые органы и Минфин в настоящее время заняли весьма своеобразную позицию, считая, что если записано в ст. 11 НК РФ, что нотариус в целях налогообложения приравнивается к предпринимателю, то налоговые органы пытаются требовать с нотариусов уплаты всех налогов. Это, конечно же, нонсенс, свободное толкование нормы закона.

Просто нужно задаться вопросом: если институт превентивного правосудия, публично-правовой институт будут приравниваться к подобного рода деятельности, к чему это может привести?

См. также краткую биографию


© Тихенко А.И., 1993-2001


на ГЛАВНУЮ

женские сумки интернет магазин на http://www.itbags.ru/.