Основные проблемные вопросы разрабатываемых предложений
о направлениях развития нотариата в Российской Федерации
1. Документ, в котором должны быть регламентированы предложения по совершенствованию нотариальной деятельности:
а) новый федеральный закон, принимаемый в целях совершенствования законодательства о нотариате;
б) новый федеральный закон, принимаемый в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и излагающий Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в новой редакции.
Позиция ФНП
: Речь может идти о совершенствовании законодательства о нотариате и принятии нового закона. Отсутствует необходимость изложения действующих Основ о нотариате в новой редакции в целях их приведения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 19 мая 1998 г. №15-П подтвердил конституционность данного акта.
2. Организационные формы нотариата:
а) единый небюджетный нотариат с установлением в федеральном законе единоразового срока перехода во всех субъектах Российской Федерации на эту форму;
б) бюджетный и небюджетный нотариат с предоставлением права выбора одной из этих форм законодательному органу субъекта Российской Федерации;
в) бюджетный и небюджетный нотариат с закреплением в федеральном законе положения об обязательности перехода на единую небюджетную форму и с предоставлением права субъектам Российской Федерации решать вопрос о сроках перехода в субъекте на единую небюджетную форму нотариата.
Позиция ФНП
: При складывающейся политической обстановке и отношении к институту нотариата в стране, при вступлении в силу с 1 января 2005 года новых размеров нотариального тарифа и государственной пошлины за совершение нотариальных действий предпочтительнее вариант, изложенный в подпункте “в”.
3. Понятие нотариата:
а) нотариат – это публично-правовой институт предупредительного правосудия, призванным обеспечивать от имени Российской Федерации охрану и защиту прав и законных интересов участников гражданско-правовых и иных правоотношений и оказывать им квалифицированную юридическую помощь;
б) нотариат – правовой институт, определяющий порядок организации и осуществления нотариальной деятельности по удостоверению (свидетельствованию) бесспорных юридических актов от имени Российской Федерации, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оказание им квалифицированной юридической помощи.
Позиция ФНП
: предпочтительнее определение, содержащееся в подпункте “а”, как отражающее существо нотариата. Представляется, что в определении, содержащимся в подпункте “б”, сделана попытка определить существо не нотариата, а нотариального права.
4. Правовой статус нотариуса:
а) нотариус – назначаемое в установленном федеральным законом порядке публичное должностное лицо, призванное путем совершения нотариальных действий придавать нотариальным актам и нотариально удостоверенным соглашениям характер аутентичности, присущий актам государственной власти;
б) нотариус – это лицо, наделенное полномочиями нотариуса на осуществление нотариальной деятельности.
Позиция ФНП
: Формулировка, содержащаяся в подпункте “а”, представляется предпочтительнее, как наиболее полно отражающая глубину правового статуса нотариуса.
5. Понятие нотариальной деятельности:
а) нотариальная деятельность – публично-правовая профессиональная квалифицированная юридическая деятельность по совершению от имени государства нотариусом нотариальных действий в сфере гражданско-правовых и иных правоотношений в пределах бесспорной юрисдикции, которая не является предпринимательской и не допускает возможность ее совмещения с. предпринимательской или другой деятельностью за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности;
б) нотариальная деятельность – публично-правовая деятельность, которая не является предпринимательством, не преследует цели извлечения прибыли, но допускает оказание услуг правового и технического характера вне рамок совершения нотариального действия.
Позиция ФНП
: Формулировка, содержащаяся в подпункте “а”, представляется предпочтительнее, поскольку точнее отражает сущность нотариальной деятельности, ее отличие от других видов юридической деятельности, в частности от адвокатской, и не допускает возможности считать нотариальную деятельность предпринимательской и взыскивать налоги на добавленную стоимость и на прибыль.
6. Принцип беспристрастности и независимости нотариальной деятельности:
а) принцип беспристрастности и независимости нотариальной деятельности – следует в обязательном порядке сохранить как один из основных публично-правовых признаков нотариальной деятельности, определяющий положение нотариуса среди представителей других юридических сословий;
б) принцип беспристрастности и независимости нотариальной деятельности – исключить и отнести исключительно к правам нотариуса его полномочия по разъяснению законодательства, которое будет осуществляться только по договорной цене с каждым из обратившихся к нотариусу.
Позиция ФНП
: Подход, изложенный в подпункте “б”, представляется недопустимым, так как он провозглашает нотариальную деятельность предпринимательской деятельностью со всеми вытекающими вопросами по налогообложению, устраняет один из основных отличительных признаков между нотариальной и адвокатской деятельностями и, тем самым, вводит нотариусов в противостояние с адвокатами, лишает нотариальный акт статуса документа, обладающего особой доказательственной силой и имеющего исполнительную силу, нарушает основополагающие принципы системы латинского нотариата, принятые МСЛН.
7. Страхование риска профессионально ответственности:
а) страхование риска профессионально ответственности – осуществляется только нотариусом, минимальная страховая сумма должна составлять не менее одного миллиона рублей;
б) страхование риска профессионально ответственности – осуществляется как самим нотариусом, так и нотариальной палатой, минимальная страховая сумма и при индивидуальном и при коллективном страховании должна быть не менее 250000 рублей на одного нотариуса, имеющего нотариальную контору в сельском поселении, и менее 500000 рублей на одного нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении;
в) страхование риска профессионально ответственности – осуществляется как самим нотариусом, так и нотариальной палатой, минимальная страховая сумма при индивидуальном страховании определяется величиной чистого дохода нотариуса за год, предшествующий году выплаты страхового взноса, а при коллективном страховании – не должна быть менее 250000 рублей на одного нотариуса, имеющего нотариальную контору в сельском поселении, и менее 500000 рублей на одного нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении.
Позиция ФНП
: Подход, изложенный в подпункте “в”, представляется предпочтительнее, так как гарантирует возмещение ущерба гражданам, возрождает доверие общества и государства к нотариату и учитывает особенности экономического положения каждого нотариуса.
8. Саморегулирование деятельности нотариального сообщества:
а) саморегулирование деятельности нотариальных палат – следует развивать и расширять имеющиеся полномочия нотариальных палат, включая осуществление контроля за профессиональной деятельностью нотариусов и выполнение других публично-правовых функций;
б) саморегулирование деятельности нотариальных палат следует свести к оказанию методической помощи нотариусов, к организации повышения профессиональной квалификации нотариусов и к организации помощи в прохождении стажировки лицами, желающими заниматься нотариальной деятельностью.
Позиция ФНП
: Подход, изложенный в подпункте “а”, представляется предпочтительнее, поскольку учитывает одиннадцатилетний опыт организации и деятельности нотариального сообщества, который применен законодателем и в отношении иных создаваемых саморегулируемых организациях, способствует сохранению и развитию дальнейшего имиджа нотариата, обеспечивает самосовершенствование нотариального сообщества, закрепляет равный статус института нотариата с другими саморегулируемыми организациями, наделенными публично-правовыми полномочиями.
9. Членство нотариуса в нотариальной палате:
а) членство нотариуса в нотариальной палате – сохранение обязательного в силу закона членства нотариуса в нотариальной палате, не допускающего надобности в дополнительном решении какого-либо органа о принятии в члены нотариальной палаты, предусматривающего обязательность выполнения членом нотариальной палаты своих обязанностей и обязательность и возможность привлечения члена нотариальной палаты к ответственности за нарушение своих обязанностей, запрещающего самовольный переход нотариусов из одной нотариальной палаты в другую;
б) членство нотариуса в нотариальной палате – сохранение обязательного в силу закона членства нотариуса в нотариальной палате, но предусматривающего обязательность решения органа палаты о принятии нотариуса в члены палаты после его назначения на должность нотариуса и возможность отказа в таком принятии, разрешающего самовольный переход нотариусов из одной нотариальной палаты в другую.
Позиция ФНП
: Подход, изложенный в подпункте “б”, представляется недопустимым, поскольку он коррупционен, практически лишает возможности привлечения нотариуса за нарушение им своих обязанностей, что в конечном счете еще более снизит доверие общества и государства к институту нотариата.
10. Правовой статус ФНП:
а) правовой статус ФНП - сохранить существующий правовой статус ФНП с обязательным в силу закона членством нотариальных палат субъектов Российской Федерации, с правом осуществления ФНП контроля за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации и других публично – правовых полномочий, переданных государством;
б) правовой статус ФНП – превратить ФНП в профсоюз нотариальных палат субъектов Российской Федерации на добровольной основе, лишив права контролировать их деятельность, исключив полномочия по обеспечению защиты прав и законных интересов нотариусов, вменив в обязанность осуществление определенных публично – правовых полномочий, переданных государством.
Позиция ФНП
: Подход, изложенный в подпункте “б”, представляется недопустимым, как противоречащий основополагающим принципам системы латинского нотариата, принятым МСЛН, как не согласующийся с законодательством Российской Федерации. регулирующим деятельность профессиональных союзов, как внутренне противоречивый документ, предусматривающий при добровольном создании палаты (предполагающем и не создание ФНП) вменение палате обязательного исполнения публично – правовых полномочий, переданных государством.
11. Высший орган управления ФНП:
а) высший орган управления ФНП - сохранение за собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации статуса высшего органа управления ФНП с равным представительством от каждой нотариальной палаты;
б) высший орган управления ФНП – наделение статусом высшего органа управления ФНП Всероссийского съезда нотариусов со следующим представительством: 1 представитель от 20 нотариусов – членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, но не менее 1 представителя от нотариальной палаты.
Позиция ФНП
: Подход, изложенный в подпункте “б”, представляется неприемлемым, как нарушающий принцип равенства, как ставящий в худшее положение нотариусов малочисленных нотариальных палат по сравнению с нотариусами многочисленных нотариальных палат, как фактически передающий полномочия по управлению нотариальным сообществом России представителям нотариусов трех самых больших нотариальных палат из существующих 80 нотариальных палат субъектов Российской Федерации, как внутренне противоречивый (при создании ФНП нотариальными палатами, т.е. юридическими лицами, и их членстве в ФНП предусматривается, что высший орган управления ФНП будет являться высшим органом нотариусов, т.е. физических лиц).
12. Порядок подписи нотариального документа:
а) порядок подписи нотариального документа – сохранить существующий порядок подписи нотариальных документов, предусматривающий обязательность подписания этого документа в присутствии нотариуса;
б) порядок подписи нотариального документа – наряду с обязательностью подписания нотариального акта в присутствии нотариуса предусматривается возможность подписания этого документа до посещения нотариальной конторы.
Позиция ФНП
: Подход, изложенный в подпункте “б”, представляется недопустимым, как ставящий под сомнение статус доказательственной силы нотариального акта, как способствующий нарушению прав граждан и совершению теневых сделок и тем самым дискредитирующий институт нотариата в целом.
РњРѕСЃРєРІР° - 10.12.2004 Рі