ЗВЕЗДНЫЙ РЕЕСТР НОТАРИАТА
Том 14.
Другие светочи


Верно сие!


ДРУГИЕ СВЕТОЧИ



Фибоначчи (Леонардо Пизанский) (1170 – 1228) – итальянский математик

Еще ребенком Фибоначчи оказался в Северной Африке, где его отец служил общественным нотариусом на таможне в порту Баджаиа. Мальчик учился в бухгалтерской школе, с удовольствием изучал арабские и «восточные» системы математики. Немало способствовали таким открытиям многочисленные путешествия с отцом. В 1200 году Фибоначчи вернулся в Италию и приступил к составлению математических трактатов. Он привнес в европейскую науку достижения арабской математики, особенно алгебры. Введение десятичной системы на основе арабских цифр – его заслуга. Он открыл особую последовательность чисел (впоследствии названную его именем), приведя в пример задачу про кроликов: «Если поместить пару кроликов в закрытое место, то сколько пар кроликов может появиться на свет от этой пары через год, если предполагается, что ежемесячно каждая пара порождает новую пару, которая со второго месяца становится продуктивной?» Эта последовательность оказалась плодотворной не только для кроликов, но и для прикладной математики. Вот она: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55... То есть каждое число является здесь суммой из двух предшествующих. До сих пор, например трейдеры, пользуются этим открытием Фибоначчи. Также в трактатах математика содержались полезные для негоциантов методики торгово-экономических расчетов.

Джон Лили (1533–1606) – английский романист и драматург

Родился в семье нотариуса. Окончил Оксфорд. Автор придворно-аристократических комедий, создатель особого, изощренного прозаического стиля, названного эвфуистическим, по имени главного персонажа его романа. Он ввел в драму прозаические диалоги вместо стихотворных и рифмованных, что сделало театр более реалистичным, а также параллельные сюжетные линии. Впоследствии всем этим в полной мере воспользовался Шекспир. В 56-летнем возрасте Джон стал членом Британского парламента. Главные произведения: роман «Эвфуэс», пьесы «Александр Великий и Кампаспа» и «Ендимион».

Томас Кид (1558–1594) – английский драматург


Родился в Лондоне в семье нотариуса. Завершив образование, в течение нескольких лет работал нотариусом. Увлекся драматургией, и уже в 28-летнем возрасте создает прославившую его пьесу «Испанская трагедия». Произведение это задало тон эпохе елизаветинского театра. Некоторые историки литературы полагают, что Кид является автором недошедшей до нас пьесы о Гамлете, послужившей Шекспиру прообразом для его шедевра. Томас Кид обогатил искусство драматургии, отказавшись от «ходульности», расширив репертуар трагедийных приемов и отточив язык монологов. В 1593 году драматург был арестован по обвинению в антигосударственной деятельности и атеизме и подвергнут пыткам.

Джон Мильтон (1608–1674) – английский поэт, мыслитель, политический деятель

Родился в семье лондонского нотариуса. Окончил Кембриджский университет со степенью магистра искусств. Много времени посвятил самообразованию и самосовершенствованию. Затем путешествовал по Италии и Франции. Всю жизнь не терял поэтического вдохновения, сочинив много известных произведений, но при этом был страстным публицистом, автором политических памфлетов. В период Английской буржуазной революции выступил на стороне индепендентов. Был противником тирании, поборником суверенитета английской республики, свободы печатного слова. В 1649–1652 годах занимал должность «латинского секретаря», ведя международную государственную переписку. После реставрации Стюартов в 1660 году книга Мильтона «Иконоборец» и памфлет «Защита английского народа» были публично сожжены, однако сам он избежал тюрьмы и казни. Наступила тяжелая пора, отягощенная наступившей слепотой и безденежьем. В этот период Джон Мильтон сочинил основанную на библейских сюжетах поэму «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», а также «Историю Британии». Под конец жизни он написал трагедию «Самсон-борец», прославляющую народный бунт против тирании. Наследие Мильтона, его классицизм оказали огромное влияние на европейскую поэзию последующих веков. Между прочим, Мильтон написал труд «Краткая история Московии».

Ален-Рене Лесаж (1668–1747) – французский писатель

Родился в городе Сарзо в семье нотариуса. Изучал право в Париже, практиковал юристом. После женитьбы в 1694 году стал профессиональным литератором, зарабатывая на жизнь сочинением пьес и романов. Дабы прокормить четверых детей творил непрестанно. Главное произведение Лесажа – нравоописательный роман «Жиль Блаз». Произведение написано в жанре плутовского романа и представляет галерею типажей из всех слоев общества времен Людовика XIV. Из многочисленных пьес Лесажа две до сих пор входят в репертуар французских театров: «Криспен, соперник своего господина» и «Тюркаре». В этих пьесах выведен образ слуги, оказавшегося умнее своего господина (прообраз Фигаро).

Томас Грей (1716–1771) – английский поэт и филолог

Автор самого знаменитого стихотворения на английском языке – «Элегии, написанной на сельском кладбище» и не менее замечательной «Оды весне». Родился в семье лондонского нотариуса. Получил образование в Кембридже, после чего поступил в адвокатскую корпорацию. Однако юридическая практика не отвечала наклонностям Грея и в 1739 году он отправляется в путешествие по Европе. Спустя три года Грей возвратился в Кембридж, где продолжил образование, став бакалавром гражданского права, а затем профессором истории и филологии. Здесь же провел оставшуюся жизнь. Никто не мешал ему вести излюбленный затворнический образ жизни. Грей оставался холостяком, лишь была у него лондонская подруга – Генриетта. Поэтическое творчество Томаса Грея пронизано светлой меланхолией. Он оставил после себя множество писем, ставших классикой эпистолярного жанра.

Луи Антуан де Бугенвиль (1729–1811) – французский мореплаватель

Родился в семье известного парижского нотариуса. Проявил недюжинные научные таланты, уже в юности написал Трактат об интегральном исчислении. Однако по воле отца получил юридическое образование и стал адвокатом судейской коллегии Парижского парламента. В 1754 году поступил в королевские мушкетеры. Был направлен в Лондон в качестве секретаря французского посольства. Во время Семилетней войны был командирован в Канаду адъютантом командующего французскими войсками генерала Монкальма де Сен-Верана. В одном их эпизодов битвы под Квебеком генерал был тяжело ранен, и Луи взял командование на себя. Окончил войну полковником. В 1763 году – в рамках проекта по расширению французских владений в Тихом океане – был направлен на Фолклендские острова для организации там французской колонии. В 1766 году Бугенвиля назначили руководителем кругосветной морской экспедиции, направляемой для обследования акватории от западного побережья Южной Америки до Ост-Индии и поиска Земли Духа Святого. Экспедиция в составе кораблей «Будез» и «Этуаль» открыла несколько островов в архипелаге Туамоту и Луизиада, повторно открыла Соломоновы острова (которые долго не могли обнаружить после их открытия в 1568 г.). Именем Бугенвиля назван остров в группе Соломоновых островов, а также красивое бразильское растение, которое Луи отправил в Европу.

Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806) – великий французский живописец

Родился на юге Франции в семье перчаточника. После разорения перчаточник переезжает в Париж, где устраивает сына младшим служащим в контору нотариуса. Но работа клерком не по душе Фрагонару. Нотариус заметил это, равно как и то, что молодой человек проявляет интерес и большие способности к живописи. Нотариус советует отцу Жана-Оноре отдать его на обучение к живописцу. Учителями становятся попеременно знаменитые художники Франсуа Буше и Жан-Батист-Симеон Шарден (школу письма которого и воспринял юный Фрагонар: тогда ученики копировали произведения своих учителей). В то время в моду входит пикантный стиль рококо – легковесная модификация барокко. Время помпезной академической живописи уходило, уступая место большей эмоциональности и интимности, что наиболее ярко выражал кистью величайший художник Антуан Ватто. В период ученичества Фрагонар самым кропотливым образом изучал живописную технику великих мастеров. В 1752 году Фрагонар принял участие в академическом конкурсе на «Римскую премию» (победитель которого получал на несколько лет статус «пенсионера» Французской академии в Риме с проживанием в этом священном городе). Принимались лишь картины на исторические темы, в том числе на библейские и античные сюжеты, и Фрагонар избрал тему: «Иеровоам приносит жертвы идолам». Молодой художник с блеском выиграл конкурс. До отъезда на «римский пансион» победитель конкурса должен был пройти предварительное обучение в Школе покровительствуемых учеников, и Фрагонар проучился в ней до 1756 года. Затем юный художник отправился в Академию. Как и все пенсионеры Академии, он должен был посвящать много времени копированию образцов, а также ежегодно направлять в Париж свои работы, дабы доказать надлежащую отработку, говоря современным языком, «гранта». Первыми по-настоящему оригинальными работами творчества Фрагонара стали итальянские пейзажи. Знакомство с меценатствующим аббатом Сен-Ноном открыло Фрагонару житейскую независимость и долгожданную творческую свободу. Жан-Оноре открывает собственное видение, собственный стиль живописания. Первая работа Фрагонара, вошедшая в золотой фонд живописи – реалистические «Прачки»: итальянские женщины стирают в древних фонтанах и развешивают белье на статуях. Затем он пишет картины: «Выигранный поцелуй», «Дети фермера» (обе ныне – в Эрмитаже), «Бедное семейство» (ныне – в Музее изобразительного искусства). В1761 году, Фрагонар возвращается в Париж. Наиболее известные работы Фрагонара: цикл «Экспрессивные головы», «Явление призрака Армиды в заколдованном лесу» и «Ринальдо рубит мирт в заколдованном лесу», «Корез приносит себя в жертву, чтобы спасти Каллирою». Последняя картина имела огромный успех, она и явилась пропуском в Академию, в касту «причисленных» – имевших наравне с членами Академии право выставляться на выставках в Квадратном салоне Лувра, что открывало путь к получению выгодных и популяризирующих мастера официальных заказов. Став членом Академии, Фрагонар продолжает работу в жанре исторической живописи, создав, в частности, такие полотна как «Отдых на пути в Египет», «Поклонение пастухов», «Христос, омывающий ноги апостолам», «Мир» и «Война», «Отцелюбие римлянки». Однако через несколько лет Фрагонар отказывается от академической карьеры и перестает выставляться в Квадратном салоне. В 1765–1799 годах он окунается в галантный жанр, создание пасторалей и портретов. Резко обозначается живописный стиль, «фрагонаровский почерк». Королевские заказы в прошлом, зато новые картины лучше продаются, что нелишне для небогатого Фрагонара. Но главное – художник добился так желаемой им свободы. Известные картины этого периода: «Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку», «Огонь и порох», «Похищенная рубашка», «Купальщицы», «Качели», «Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час», «Портрет д'Аркура», «Портрет живописца», «Портрет актера». Также Фрагонар работает над иллюстрациями к литературным произведениям – сказкам Лафонтена, «Неистовому Роланду» Ариосто. Наклонность Фрагонара к пасторальным сюжетам вписалась в популярную идею Руссо вернуться в лоно простой, естественной жизни. После бракосочетания в 1769 году с Мари-Анной Жерар создает картины на идиллические семейные темы: «Счастливая мать», «Счастливое изобилие», «Колыбель», «Возвращение после работы», «Урок чтения». В 1773 гогду художник по приглашению богатого откупщика отправляется в бесплатное путешествие по Италии. Кстати, по возвращении на родину откупщик потребовал путевые работы Фрагонара в счет возмещения дорожных расходов. В семидесятых годах Фрагонар кроме портретов создает свыше полусотни пейзажей. Накануне революции Академия теряет прерогативы, упраздняются как очаги анархии Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии Св. Луки, запрещаются популярные публичные выставки художников, не подведомственные Академии. В это время Фрагонар создает серию аллегорических картин: «Фонтан любви», «Призвание Амура», «Обет Амуру», «Жертвоприношения розы», «Пробуждение природы, или Поклонение стихий природе». Затем следуют картины «Счастливый брак», «Девушка с сурком» (ныне — в Музее изобразительных искусств), «Поцелуй украдкой». Во время Великой французской революции картины Фрагонара не пользовались спросом, и он переезжает с женой в провинцию, платя за квартиру портретами и декоративными панно. В 1794 году Фрагонар – по рекомендации члена Конвента Жак-Луи Давида – избран членом Музейной комиссии, созданной для формирования национальных музейных коллекций, и в первую очередь фондов Лувра, ставшего музеем в 1793 году. Вдохновенная работа Фрагонара в Музейной комиссии с 1794-го по 1797 год послужила пользе мирового искусства – например, коллекция луврского кабинета рисунков собрана именно им. Затем Фрагонар был «инспектором перевозок» в Версале, где в то время комплектовалась коллекция картин национальных мастеров (иностранные отправляли в Лувр). В 1800 году комиссия закончила свою работу, и Фрагонар был уволен. Художник остался не у дел.

Порталис Жан-Этьен-Мари (1746 – 1807) – французский юрист, государственный деятель наполеоновской империи, соавтор Гражданского кодекса Франции

Еще студентом Порталис обнаружил яркий талант правоведа. Был популярным адвокатом и теоретиком судебного ораторского искусства. Великая французская революция 1789 года подвергла его ряду злоключений: арест с ожиданием казни, ссылка в Гвиану (равнявшаяся отсроченной смерти). Побег из ссылки, судьба эмигранта. Звезду Порталиса вернул и вознес на небосклон Франции Наполеон Бонапарт, пришедший к власти в 1801 году. Талантливый юрист был назначен членом Государственного совета, сенатором, министром исповедований (говоря современным языком, по делам религий). Но главное – ему доверили должность комиссара по составлению Гражданского кодекса Франции – «Кодекса Наполеона». Этому акту Бонапарт придавал огромное значение. Целью комиссии было упорядочить и кодифицировать гражданско-правовые нормы Франции, согласовать писаное и обычное право страны, начала римского права и правила французского оборота. Порталис блестящим образом находил компромиссные решения, применил безупречную по стилю и точности дефиниций законодательную технику. В его юриспруденциальной проработке наполеоновская идеология гражданского права нашла наилучшее выражение, а текст Кодекса в целом оставался актуальным до конца XIX века.

Пьер-Франсуа Реаль (1757–1834) – юрист, сподвижник и советник императора Наполеона

Реаль является соавтором эпохального французского закона о нотариате.
Провозглашенный Бонапартом «Закон, содержащий организацию нотариата» («Loi contenanto organisation du Notariat») был принят 16 марта 1803 года, что по Календарю Французской революции соответствовало 25 Вантозу XI года. Закон о нотариате устранил различные категории лиц, правомочных составлять и удостоверять официальные документы; он ввел для этого особое должностное лицо – «fonctionnaires publics»; нотариус стал главным проводником и хранителем гражданского права; назначение нотариусов и определение количества должностей стало исключительной компетенцией Управления юстиции; должность нотариуса объявлялась несменяемой и незаменяемой; должность публичного нотариуса как самостоятельная часть добровольной подсудности была объявлена несовместимой с выполнением других функций; за выполнение своих полномочий нотариусы взимают установленный законом тариф; все документы нотариуса должны пользоваться общественным доверием и пр.
Базовые принципы «Loi contenanto organisation du Notariat» распространились впоследствии по всему миру, стали общепринятыми. Они заложили основы того, что сейчас мы называем нотариатом латинского типа. Россия, разумеется, также восприняла эти принципы классического нотариата – когда составлялось Положение о нотариальной части 1866 года, а затем в 1993 году, когда у нас был возрожден свободный нотариат.
Вот что писал советник Реаль в обоснование закона в 1803 году: «Помимо чиновников, призванных примирять стороны и разрешать споры, мироуспокоение взывает к другим чиновникам, которые являлись бы для сторон беспристрастными советниками, а также объективными редакторами их волеизъявлений: разъясняя всю полноту обязательств, которые стороны в договоре принимают на себя; ясно излагая эти обязательства; придавая им характер засвидетельствованной сделки и силу окончательного решения; увековечивая их память и верно храня их вклад(…). Они … не допускают возникновения споров между добросовестными людьми и лишают корыстных людей надежды на успех в их стремлении возбудить несправедливый спор.
Эти беспристрастные советники, эти объективные редакторы, этот род добровольных судей, которые обязуют неотменно стороны в договоре, – это нотариусы; это учреждение – нотариат».
Закон о нотариате предварил новый Гражданский кодекс Франции (который был принят в следующем, 1804 году), поскольку необходимо было сначала установить структуру-опекуна, институт, который проводил бы новое гражданское право в жизнь, защищал бы его. Таким институтом стал нотариат.
Поэтому советник Реаль позднее и отметил: «С присущим ему чувством реальности, Бонапарт не мог представить себе переделку французского права без привлечения компетентных юристов, способных ее осуществить в пользу народа».

Филипп Леба (полное имя – Филипп-Франсуа-Жозеф Леба) (1764–1794) – якобинец, друг и сподвижник Робеспьера, член Национального конвента, военный комиссар Республики

Родился в городе Фреван, в многодетной семье нотариуса. Благодаря отцу получил хорошее образование, а затем место в канцелярии парламентского прокурора. Дабы достичь социального положения, позволяющего оказывать поддержку двенадцати братьям и сестрам, Филипп проявляет нещадную безудержность в работе и самообразовании.
В двадцать пять лет Филипп становится адвокатом Парижского парламента, и уже первое дело приносит ему профессиональный успех и перспективу блестящей будущности. Однако вскоре по настоянию отца он возвращается на малую родину, ибо Филипп любил семью до самопожертвования.
Начинается не менее успешный этап провинциальной адвокатуры. При этом Филипп окунается в политическую деятельность: его избирают депутатом, а затем назначают администратором департамента Паде-Кале. Он демократ по убеждениям, судьба Франции для него важнее собственной.
Когда 10 августа 1792 года свершилась Великая французская революция, Леба оценивает ее осторожно, ибо он не радикал, он обеспокоен судьбой народа. Однако по статусу ему необходимо действовать: Леба отправляется в Париж как представитель своего департамента в Национальном конвенте. Здесь Филипп проникается великим духом Республики, становится республиканцем и сподвижником Робеспьера.
С самого начала Конвент представлялся ему коллективным мессией новой эры, но позднее он увидел в нем борьбу разных течений, интересов, групп. Тогда Леба становится членом Якобинского клуба, а в Конвенте присоединяется к монтаньярам – противникам жирондистов.
Леба отдает себя делу Республики без остатка. После работы в Конвенте – многочасовая деятельность в комитетах по обороне, по законодательству, по петициям и переписке.
Филипп Леба настроен романтично и героически. Он говорит: «Если это потребуется, я умру, верный своему Отечеству». Часто он – будучи по характеру сдержанным – проявляет радикальность и решительность. Например, в вопросе о судьбе Людовика XVI, которого называл «Людовиком Последним», Леба разделяет радикальную позицию Робеспьера: казнить немедленно, не апеллируя к воле народа.
В результате народного восстания в июне 1793 года Жиронда пала и установилась якобинская диктатура. Вскоре Леба командируется Конвентом в армию Севера в качестве военного комиссара. Эта должность наделяла неограниченными полномочиями, но главной целью военных комиссаров было, по словам Робеспьера, «привести все умы к единству и республиканизму, что представляет собой единственный путь к быстрейшему завершению Революции ко благу народа». Позже Филипп и Сен-Жюст сыграют в качестве военных комиссаров решающую роль в восстановлении боеспособности Рейнской армии.
В сентябре 1793 года Леба назначен членом Комитета общей безопасности. В следующем году он возглавил Школу Марса, стал отцом. Но судьба уже занесла роковой меч над якобинцами: назревает термидорианский переворот. Конвент издает декрет, объявивший вне закона Робеспьера и его сподвижников. Всех арестовали, но Филиппа не тронули. Тогда он сам требует арестовать его. В тюрьме он пробыл недолго: сторонники Робеспьера освобождают всех. Сподвижники «неподкупного» концентрируются в Ратуше; решено идти приступом на Конвент. Леба отказывается, заявив, что не будет вторым Кромвелем. В ночь переворота термидорианцы захватывают здание Ратуши. Филипп не намеревался сдаваться – он выстрелил в себя из пистолета.
Всегда внутренне честный, Леба был настолько привержен республиканской якобинской идее, что не мог не погибнуть вместе с ней.

Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) – изобретатель, основоположник фотографии

Родился в Бургундии, в семье королевского нотариуса. Изобрел метод получения устойчивого во времени изображения при помощи камеры-обскуры путем химического воздействия света на специальный материал. Данный метод именовался тогда «фиксированием изображений природы, не обращаясь к помощи художника», а по-научному – гелиографией. Совершенствованию метода были посвящены долгие годы кропотливого труда. Уже в 1822 году Ньепс изготовил «фотокопию» портрета папы Пия VII. Несмотря на трехчасовую длительность экспонирования портрета это был успех и Ньепс верил, что усовершенствовав гелиографию, со временем можно будет закреплять изображения любых объектов, в том числе и живых людей. Дальнейший прогресс фотографии двигали уже последователи Ньепса. В 1839 году француз Дагерр изобрел «мать современной фотографии» – дагерротипию. Популярность изобретения была столь велика, что в том же году дагерротипные машины стали продаваться и в Москве. Вот что значилось в рекламном объявлении: «...машина..., посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью...». Дагерротипы визуально мало отличаются от монохромной фотографии: автор этих строк убедился в этом, когда внук художника Василия Перова показал ему в 1986 году портретный дагерротип Н.Г. Чернышевского.
Брат Жозефа Ньепса Клод посвятил свою жизнь созданию двигателя внутреннего сгорания, а последние ее годы – «вечного двигателя».

Николя Жан-де-Дье Сульт (1769–1851) – сподвижник Наполеона, маршал Империи. Родился в семье нотариуса

В шестнадцать лет начал военную карьеру, начав со звания унтер-офицера. Отличился в сражениях революционных войн, и уже в 1794 году становится бригадным генералом, а пять лет спустя, – дивизионным генералом. В мае 1804 года Наполеон присвоил ему звание маршала Империи. Сульт участвовал в многочисленных наполеоновских войнах. Даже после отречения Наполеона он не расстался с военной карьерой: во имя призвания он переметнулся в лагерь роялистов, что сделало возможным его назначение военным министром при дворе Людовика XVIII. После перипетий Второй реставрации пережил гонения, но позже вернул свою должность, а затем и вовсе пересел в кресло председателя Совета министров. В 1847 году Сульту было присвоено высшее воинское звание Франции – маршал-генерал.

Эли Деказ (1780–1860) – роялист, фаворит Людовика XVIII

Родился в семье нотариуса. Получив юридическое образование, занялся адвокатурой, затем стал советником Парижской апелляционной палаты. Будучи сторонником королевской власти (роялистом) и при этом способным юристом и политиком, был назначен в период Реставрации на ряд государственных постов. Дослужился до министра внутренних дел. Ради политической выгоды королевского режима добился издания в 1819 году Закона о печати. Убийство герцога Беррийского положило конец государственной карьере Деказа, но Людовик XVIII даровал своему любимчику титул герцога и место посланника в Англии.

Александр Дюма (Александр Дюма-отец) (1802– 1870) – выдающийся французский писатель

Когда отец Александра – республиканский генерал, ушедший в отставку при Наполеоне скончался, семья обеднела. Поэтому юный Александр, едва окончив школу, был вынужден искать заработка. И он поступает писцом к провинциальному нотариусу.
Впоследствии будущий писатель перебирается в Париж, где некоторое время работает клерком в канцелярии герцога Орлеанского. В 1825 году Александр издает первый сборник рассказов. Дальнейшая судьба Александра Дюма посвящена литературе. В работе он не был дисциплинирован, но отличался вдохновенным трудолюбием и мог творить быстро и в любой обстановке. Между прочим, в 1858–1859 годах Дюма путешествовал по России, здесь он пользовался ажиотажным вниманием публики. Позднее он описал русское турне в книгах «В России» и «Кавказ». Он лично знал Гарибальди. В конце жизни Дюма бедствовал, и лишь дети спасли его от голода и бездомности. Романы Дюма популярны до сих пор, а некоторые из них и вовсе бессмертны, например, «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».

Гектор Мало (1830 – 1907) – французский писатель

Родился в семье нотариуса. Получив юридическое образование, увлекся литературным творчеством. Прославился как детский писатель – автор увлекательных романов для юношества «Ромен Кальбри», «Без семьи», «В семье».

Отто Коломан Вагнер (1841 – 1918) – австрийский архитектор, основоположник архитектурного стиля «модерн»

Родился в предместье Вены в семье венгерского нотариуса Рудольфа Симеона Вагнера. Вопреки пожеланию матери о юридической карьере, шестнадцатилетний Отто видит себя архитектором и последовательно заканчивает два специальных высших учебных заведения и Академию изящных наук. В 1890 году, после долгих лет творческих исканий и работы над проектами, Вагнер приходит к новому пониманию архитектуры, выразив его афоризмом: «Необходимость – единственный повелитель искусства», и соответственно к стилю «практической полезности». Сама жизнь диктует новые подходы: все больше заказывается проектов, рассчитанных на обеспечение функций крупных городов. В 1892 году Вагнер принимает участие в конкурсе на лучший проект генерального плана реконструкции Вены. Наиболее известные проекты Отто Вагнера: комплекс Академии искусств, Дворец Мира в Гааге, Венская Центральная сберегательная касса, «Хаус-оф-Глори» в Сан-Франциско, Дворец Венского общества, кожно-туберкулезная лечебница в Оттакринге, храм Мира в Вене. Творческое наследие Отто Вагнера сохранилось не только в камне, но и в книгах и умах потомков. Он написал ряд теоретических, а точнее, идеологических книг по архитектуре, многие из которых явили миру манифест новой архитектуры: «Современная архитектура», «Зодчество нашего времени», «Большой город», «Качество зодчего» и др.

Николай Павлович Ляпидевский (1842– 1885) – правовед, историк нотариата

Окончил юридический факультет Московского университета. Защитил диссертацию на звание магистра по теме «История нотариата».
В 1875 году издал первый том капитального труда «История нотариата», в котором отражена древняя и средневековая история мирового нотариата.
Стал приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Из журнальных публикаций наиболее известна его статья «Статистические сведения об отношении адвокатов и стряпчих к количеству народонаселения в государствах Западной Европы» (Юридический Вестник, 1871, № 8).
Поскольку Николай Павлович не успел подготовить второй том своего главного труда жизни, тема дальнейшего развития мирового нотариата так и не нашла отражения в отечественной нотариальной историографии. Вот каково может быть значение одного человека.

Григорий Ефимович Грумм-гржимайло (1860–1936) – выдающийся русский географ

Родился в семье петербургского нотариуса. Окончил военную гимназию и естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Увлеченный научными изысканиями двадцатичетырехлетний выпускник факультета удостаивается звания кандидата наук. Последующая жизнь Григория Ефимовича целиком посвящена географии, археологии, этнографии и антропологии. Он предпринимает многочисленные научные экспедиции на Алтай, Памир, Тянь-Шань, Дальний Восток, в Забайкалье, Западный Китай, Монголию, Маньчжурию. Хорошо знал сказания и легенды восточных народов, что значительно помогало ему в научных изысканиях. Грумм-Гржимайло был избран вице-президентом Русского географического общества. Является автором многочисленных научных книг и публикаций. Одним из его открытий является Турфанская впадина. Его именем назван огромный ледник на Памире.

Георгий Константинович Праве (1862– 1925) – краевед, просветитель, организатор музейного дела

Родился 7 марта 1862 года в Санкт-Петербурге. Его отец служил в экспедиции по раздаче платья для деревенских питомцев при воспитательном доме. Георгий Константинович был зачислен на казенный счет (как тогда говорили, «на казенный кошт») в санкт-петербургское Коммерческое училище и закончил его с похвальной грамотой и званием кандидата коммерции. У Георгия была мечта поступить в Университет, но в связи со смертью отца он вынужден был пойти на работу. В Государственном банке отношения с высокомерным директором не сложились, и Георгий перешел на работу в частную сельскохозяйственную контору. Вскоре ему предложили занять место управляющего в одном из крупных крымских имений. К тому времени у Георгия Константиновича развился туберкулез, которым он заразился от отца, и крымское предложение показалось ему шансом излечиться в теплом климате. Он стал усиленно изучать сельское хозяйство. Однако вследствие той же болезни он вынужден был оставить службу и в сельхозконторе.
В мае 1885 года он перебрался из Петербурга в Ставрополь – вместе с женой и двухлетней дочерью Зинаидой. Здесь он поступил на должность бухгалтера ставропольского отделения Крестьянского поземельного банка. Тогда же он решил стать нотариусом. Управляющий банком Дмитрий Никифорович Никитин сыграл решающую роль в дальнейшей жизни Георгия Константиновича – в складчину с Иваном Поликарповичем Кувшинским он внес за Праве 6 тысяч рублей залога, необходимого при поступлении на должность нотариуса (тогда имущественная ответственность нотариуса обеспечивалась залогом). Разумеется, таких денег у Праве не могло быть. Георгий Константинович сдал экзамен «…в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального производства и необходимых для исполнения этой должности законов» с первой попытки. Экзаменующая комиссия тогда состояла из председателя окружного суда, старшего нотариуса и окружного прокурора.
Еще по приезде в Ставрополь Георгий Константинович увлекся краеведением и просветительской работой. Здесь он организовал первую в Ставрополе бесплатную библиотеку, возглавлял комиссии Городской Думы, создал городской музей учебных пособий, который влился в Ставропольский краеведческий музей.
Работа нотариусом продолжалась до революции. После фактической отмены Положения о нотариальной части и ликвидации нотариальных контор, Георгий Константинович полностью посвятил себя главному увлечению жизни – краеведению, просветительской работе и музейному делу. Новые власти назначили Г.К. Праве директором созданного им музея, ныне это Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Георгий Константинович умер в 1925 году.

Александр Гаврилович Гурвич (1874–1954) – выдающийся советский биолог.

Родился в Полтаве, в семье нотариуса. Окончив Мюнхенский университет некоторое время работал в Европе, вернувшись в Россию профессорствовал в Санкт-Петербурге, в университетах Симферополя и Москвы. С 1930 года начал исследовательскую работу во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Сферой его научных интересов стали цитология, эмбриология, биофизика, теоретическая биология. Главное научное достижение Гурвича – открытие в 1923 году «митогенетических лучей» (сверхслабого ультрафиолетового излучения живых тканей и химических реакций, стимулирующих деление клеток). В дальнейшем на основе этого открытия Гурвич разрабатывал теорию биологического поля. Александр Гаврилович стал лауреатом Государственной премии СССР, кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Лев Семенович Берг (1876–1950) – выдающийся физикогеограф и биолог, академик Академии наук СССР

Родился в Бендерах, в семье нотариуса. С детства увлекся естествознанием, читал специальную литературу, проводил натуралистические опыты. Будучи евреем, смог поступить в Московский университет лишь приняв православную веру, для чего в 1894 году крестился, став, как тогда говорили, «выкрестом». Студентом проявил себя как увлеченный ихтиолог, окончил университет с золотой медалью. Первое назначение – инспектор рыбных промыслов. Затем – продолжение обширной научной деятельности, профессура в Московском университете, написание монографий. Как ученый Берг отличался эвристичностью и продуктивностью, а его монографии были образцом научной фундаментальности и литературного стиля. Берг разработал учение о ландшафтах, развил идеи В.В. Докучаева о природных зонах. Выдвинул концепцию номогенеза – учение о биологической эволюции как процессе, обусловленном в большей мере внутренними закономерностями, нежели внешними факторами. Осуществил зональное физико-географическое районирование территории СССР. Является автором фундаментальных трудов по ихтиологии, климатологии, истории географии. Гурвич был избран президентом Географического общества СССР, удостоился Государственной премии СССР в 1951 год.

Александр Васильевич Барченко (1881 – 1938) – исследователь биоэнергетики и паранормальных явлений, оккультист

Родился в городе Ельце, в семье нотариуса. С ранней юности увлекся астрологией, хиромантией и оккультизмом, таинственными феноменами человека. Впрочем, интерес к мистическим учениям, телепатии, гипнозу и прочим «оккультным штучкам» был тогда не редкостью.
В двадцать три года Александр поступил на медицинский факультет Казанского университета, а затем продолжил обучение в Юрьевском университете. Здесь один профессор римского права рассказал ему о своих встречах с французским мистиком Сент-Ивом де Альвейдром, и это стало толчком, направившим жизнь Александра по руслу, однажды уже намеченному его юношескими интересами. Барченко целиком погружается в научные исследования паранормальных способностей человека. Он отправляется в путешествие по России, посещает Индию – хранилище древней мудрости.
По возвращении Барченко оседает в Санкт-Петербурге. С 1911 года становится постоянным автором ряда научно-популярных изданий, публикует научные статьи и беллетристику. Он пишет о лучистой энергии, о марсианской жизни, об эфирных эманациях вселенной, о психофизической энергии мозга, телепатии, гипнозе, телепортации и т.п. Барченко считал, что ранее уже существовали более развитые цивилизации, а остатки их знаний передаются из поколения в поколение тайными обществами, поэтому называл алхимию «химией угасшей культуры».
Как исследователь Барченко соединяет теорию и опыт. Например, он ставит эксперименты по передаче мыслей на расстояние, для чего изобретает «телепатические шлемы», соединяемые медным проводом. Опыты с передачей образов между испытуемыми дают «ошеломляющие» результаты. Для исследований телекинеза Барченко создает из подручных средств специальный прибор.
Еще до революции на почве интереса к древнейшим знаниям Индии и Тибета Александр познакомился с Николаем Рерихом.
Когда началась Первая мировая война Барченко уходит на фронт, но после ранения демобилизуется. Два дореволюционных года он посвящает изучению истории древнейшего естествознания.
После установления советской власти Барченко утвердился в позиции христианского пацифизма, нравственного самосовершенствования. Зарабатывал на жизнь лекциями для моряков Балтийского флота, рассказывая им о существовавшей в древности всемирной федерации народов, основанной на идеях коммунизма и всеохватывающей духовности.
Личность Барченко заинтересовала ВЧК, он был вызван на допрос. Чекисты не арестовали его, а наоборот, заинтересовались его познаниями в области оккультных наук. Такое внимание еще отразится на дальнейшей судьбе исследователя.
Будучи все это время лишь бывшим недоучившимся студентом, Барченко закончил высшую школу лишь в 1919 году. Научные изыскания Александра Васильевича продолжались. Вскоре он знакомится с руководителем Петроградского института изучения мозга и психической деятельности академиком В.М. Бехтеревым, начинается их плодотворное сотрудничество. Ведь институт занимается той же проблематикой: наряду с изучением рефлексологии, электрофизиологии, нейрохимии, биофизики и других тем, тут исследуют механизмы гипноза, телепатии, телекинеза и прочих малоизученных феноменов.
Барченко становится сотрудником института. Его первая тема – теория вселенского ритма; первая научная экспедиция – на Кольский полуостров для изучения распространенного, но таинственного заболевания под названием «мерячение». Приступ сопровождается галлюцинациями, ритмичными движениями, криками; больные похожи на зомби, выполняющих любые команды. Патологические эксцессы проявлялись чаще во время проведения шаманских обрядов или нахождения у подземных ходов близ Ловозера. Экспедиции Барченко и предстояло выяснить причину этой болезни, а параллельно занияться и рядом других задач, в том числе этнографических.
Исследуя Кольский полуостров, его загадочные феномены и местные предания, открыв ряд исторических артефактов, Барченко пришел к выводу, что полуостров является местом Гипербореи – прародины человечества.
В двадцатые годы деятельность и научные труды Александра Барченко были не только признаны, но и высоко оценены, в частности, таким государственным учреждением как Главнаука при Народном комиссариате просвещения РСФСР. В тридцатые годы изыскания ученого в области древнейшей восточной натурфилософии оказались ненужными и даже вредными. Александр Васильевич Барченко был расстрелян в 1938 году.

Андрей Николаевич Туполев (1888–1972) – выдающийся советский авиаконструктор

Родился в хуторе Пустомазово Тверской губернии в семье нотариуса. По окончании гимназии поступил в Московское высшее техническое училище. Слушая лекции Н.Е. Жуковского, увлекся авиацией, стал его учеником, а впоследствии и сподвижником. Начал посещать «воздухоплавательный кружок», где испытал не только инженерный задор, но и радость первого полета на планере. В 1918 году дипломированный инженер Туполев со своим учителем Жуковским добиваются создания Центрального аэродинамического института (ЦАГИ), где Андрей Николаевич становится руководителем отдела авиации, а затем опытного конструкторского бюро. В неустроенных помещениях, при нехватке материалов здесь проектировались и создавались опытные образцы аэросаней, дирижаблей, самолетов. Туполев внедряет применение легкой и прочной дюрали, разрабатывает новые технологии. Чего стоит, например, новый способ изготовления самолетов на основе цельнометаллических каркасов. Самолеты «марки Туполева» отличились и при спасении челюскинцев в 1934 году, и в политической акции перелетов из СССР в США через Северный полюс в 1937-ом, и в других ситуациях.
В тридцатые годы Туполев занимал пост главного инженера Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности СССР. Ездил в зарубежные командировки для изучения иностранного опыта авиастроения. Может быть из-за этого он и был в 1937 году арестован и репрессирован. Разумеется, его не расстреляли и не послали на лесоповал. Туполев стал... главным конструктором авиационной «шараги» ЦКБ-29 НКВД СССР. Это «учреждение» впоследствии стало знаменитым, ведь в нем на благо Родины трудились, помимо Туполева, такие гениальные «зэки», как С.П. Королев и В.М. Петляков. Двадцать девятая «шарага» создала несколько типов превосходных самолетов, которые сослужили стране хорошую службу на фронтах Великой отечественной войны. Туполева освободили на шестой день войны. Все пять лет он работал над боевыми машинами, а после войны прославился шедеврами гражданской авиации.
Всего под руководством Туполева было создано более ста типов самолетов. Это он – впервые в СССР – сконструировал самолет с турбовинтовыми двигателями и знаменитый сверхзвуковой ТУ-144. Не счесть званий и наград авиаконструктора. Академик, трижды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской и государственных премий, генерал-полковник-инженер...

Гвидо де Джорджио (1890–1957) – итальянский философ, идеолог традиционализма

Родился в семье провинциального нотариуса.
Мальчик оказался мудролюбив, увлекся восточной философией, и уже в двадцать лет защитил диссертацию по этой теме. Затем он уехал в Тунис. Здесь появляется его первый ребенок, здесь он знакомится с живыми носителями суфийской традиции (эзотерической ветви Ислама). В 1915 году Гвидо возвращается в Италию, и на пути к ней, в Париже, знакомится с эзотериком и издателем Рене Геноном. Вскоре они подружились и вступили в философскую переписку. В Италии де Джорджио начал публиковаться в журнале «Башня». Притом что Гвидо все более и более отдалялся от людей, испытывая отвращение к обывателям, что он неохотно соглашался на публикации, предпочитая устную речь и язык личных писем, издатель журнала Юлиус Эвола ценил его как яркого и авторитетного идеолога итальянского традиционализма.
Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона определяет традиционализм как направление в философии религии, опровергающее идеи определенного времени на основании вечных идей религиозного порядка, как они проявились у всех народов. Известным представителем этого направления во Франции был, например, Шатобриан. В Италии традиционализм, разумеется, имел свой историко-национальный колорит. Де Джорджио посвятил эзотерической разработке этой доктрины всю свою жизнь, и подробности его биографии мы опустим. Отметим лишь, что он воспитал своих сыновей духовными людьми, в соответствии с «идеалами абсолютного действия»; один из них погиб как храбрый воин во время Эфиопской войны 1939 года.
В конце жизни Гвидо окончательно уединился в полузаброшенном горном селении.
Гвидо де Джорджио пытался выявить в исконных католической и римской традициях чистый, животворящий дух, сила которого и позволила римской цивилизации занять особое место в социальной и религиозной истории человечества. В своей книге «Римская традиция» он называет эту духовную эссенцию «священным духом римского мира».
Он мечтает о восстановлении Римской идеи во всей ее чистоте и силе, о «фасциации» мира, когда все люди, подобно связанному пучку, подобно фасциям тела обретут единое направление, одну ось. Когда истинная и единая Традиция восторжествует, люди станут цельными, а созерцание и действие сольются в неразделимой гармонии. По словам Гвидо де Джорджио, определенная форма традиции возникает, если остается единственным путем к Богу, и это имеет провиденциальный смысл: «не люди создают традиции, но традиции создают людей».

Борис Павлович Городецкий (1896–1974) – историк литературы, пушкиновед

Родился в семье костромского нотариуса.
По окончании в 1930 году факультета общественных наук Ленинградского университета поступил в аспирантуру Института русской литературы. В конце 1933 года стал членом возобновившей свою деятельность Пушкинской комиссии. С тех пор главным научным интересом Городецкого стало творчество А.С. Пушкина, и практически все труды посвящены только ему. В 1936–39 годах Борис Павлович участвовал в подготовке юбилейного полного собрания сочинений классика. С 1935 года и почти до самой смерти работал в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинском доме).

Петр Георгиевич Стрелков (1899 – 1968) – советский физик, член-корреспондент АН СССР


Родился в семье петербургского нотариуса. По окончании петроградского Политехнического института начал научную деятельность в области физики. Работал в ряде научно-исследовательских институтов. Труды Стрелкова посвящены проблемам твердого тела, термодинамике и термометрии. За разработку технологии производства бактериологических фильтров получил Государственную премию СССР за 1943 год. Кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды и ордена Ленина.

Вера (Верико) Ивлиановна Анджапаридзе (1900–1987) – грузинская актриса, народная артистка СССР

Родилась в семье кутаисского нотариуса.
По окончании московской драматической студии С.В. Айдарова стала актрисой тбилисского Театра имени Руставели, а затем Театра имени Марджанишвили. В 1933 году получила ангажемент в Московский реалистический театр под руководством легендарного режиссера Н.П. Охлопкова. Затем вернулась в Грузию, где стала художественным руководителем Театра имени К.А. Марджанишвили, педагогом Тбилисского театрального института.
Актерская игра Веры Ивлиановны отличалась яркой выразительностью и романтичностью, она считается самой выдающейся представительницей грузинской актерской школы.
В сокровищнице театрального искусства остались ее лучшие роли: Гинатре (в пьесе «Гурия Ниношвили»), Джавара («Изгнанник»), Юдифь («Уриэль Акоста»), Клеопатра («Антоний и Клеопатра»), Маргарита Готье («Дама с камелиями»), Мария-Стюарт (в одноименной пьесе Шиллера), Бабушка («Деревья умирают стоя») и др.
С 1923 года актриса стала сниматься в кино. Наиболее известны ее роли в фильмах «Двадцать шесть комиссаров», «Падение Берлина», «Трудное счастье», «Встреча с прошлым», «Не горюй!», «Гойя, или Тяжкий путь познания», «Покаяние», «Легенда о Сурамской крепости».
Анджапаридзе была лауреатом Государственной (Сталинской) премии (1943, 1946), Государственной премии Грузии (1975, 1979). В 1950 году ей присвоили звание «Народная артистка СССР», а в 1979-ом – звание Героя социалистического труда.
В 1992 году международная энциклопедия «Who is who» включила ее в десятку выдающихся актрис ХХ века.
Интересно, что дочь Верико - актриса Софико Чиаурели замечательно сыграла роль секретаря нотариуса в детективной комедии Аллы Суриковой "Ищите женщину", снятой в 1982 году по мотивам пьесы Р. Тома. Помните эту эксцентричную Алису Постик?

Шарль Трене (1913–2001) – легендарный французский певец, «король шансона»


Родился в 1913 году на юге Франции в семье нотариуса.
Нотариус Люсьен Трене любил музыку, и мальчик рос в атмосфере искусства, занимаясь музыкой, рисованием, лепкой. Рано начал писать стихи, уверовал в свое поэтическое будущее. Отец хотел, чтобы сын поступил в Школу изящных искусств, и семнадцатилетнего Шарля отправляют в Париж. Там он поступает в парижскую театральную студию в качестве помощника режиссера и реквизитора.
Шарль любил джаз и посещал один из джазовых клубов. Там он и встретил человека, в корне изменившего его судьбу, а вернее открывшего ему подлинное призвание. Это был пианист и джазовый композитор Джонни Хесс. Они объединяются в дуэт «Шарль и Джонни», в лице которого французская песня обретает современный ритм. Позднее «этот стиль назовут голубой цветок». Они выступают в кафе, кабаре, на площадках и концертных залах; отдельные песни выходят на пластинках.
В 1936 году Шарля призывают на военную службу, и дуэт распадается. Но и в казармах Трене продолжает сочинять песни, но теперь и в качестве композитора тоже. Некоторые из этих песен впервые прозвучали в исполнении Мориса Шевалье. Однажды сей мэтр эстрады представил публике автора прозвучавших шлягеров, и Шарль впервые в жизни удостоился оваций. Его назвали «отцом современной песни».
В конце следующего года армейская служба заканчивается, и отныне Трене будет служить только искусству. Сразу же его пригласили в элитарный парижский театр «ABC».
Его популярность растет как на дрожжах. Да еще волшебная сила кино: он пишет песни для фильмов «Очарованная дорога» и «Я пою», в которых исполняет главные роли. В общем, в 1938 году Шарль Трене стал кумиром публики.
Сразу после окончания войны Трене отправляется в многолетнее турне по Америке и Канаде. Приобретает славу на Бродвее, знакомится со звездами кино и музыки.
Вернувшись в Париж в 1951 году, он продолжает сочинять, петь, радовать публику.
В 1975 году Шарль заявляет о своем уходе со сцены, дав прощальный концерт в «Олимпии». Однако душа французской песни жива в нем и требует публики: время от времени Трене выходит на эстрадные подмостки, записывает альбомы. Он продолжает сочинять практически до самой смерти, и в этих последних песнях столько же радости, как и в годы молодого задора.
Всю эстрадную жизнь Шарль Трене не менял своего сценического образа: веселый человек с озорными, удивленными глазами; цветок в петлице и сдвинутая на затылок шляпа. За эту внешность он получил ласковое прозвище «поющий шут».
В родном доме певца, расположенном в городе Нарбонне, на улице, ныне называемой авеню Шарля Трене, действует музей, посвященный жизни и творчеству незабвенного «короля шансона».

***

Были и другие известные своими талантами сыновья и дочери нотариусов, а также те, в чьей жизни нотариат стал благой вехой судьбы. Главное то, что звездный реестр нотариата не закрыт – и через годы, десятилетия и века в нем засияют новые светила.


© Равиль Алеев, 2006


Содержание "Звездного реестра"

на ГЛАВНУЮ

форекс технический анализ торрент. . Наткнулась на предложение купить снегоуборщик .