Кроме указаний на порядок совершения документов в XLIV, XLVII и LXXIII новеллах, заключающих в себе законодательные распоряжения об исполнении табеллионами их обязанностей, мы извлекили не менее важные данные относительно этого же предмета из подлинных документов равенских табеллионов, изданных аббатом Марини с превосходными к ним комментариями.
Лица, желающие совершить документы, должны обратиться в контору табеллиона - venire ad ejus stationem и просить его о совершении документа (rogare). Табеллион на основании устного сообщения сторон о свойстве сделки составляет прежде всего проект акта, называемый scheda. Цель его заключается в том, чтобы выяснить характер юридического отношения, в которое вступают стороны, и желания их относительно взаимных правоопределений, как это делается нотариусами в наше время. С этого scheda писался сам акт, но вероятно не прежде, (чем) scheda (зачитывался) контрагентам и утверждался их согласием. Для написания акта употреблялся род гербовой бумаги (protocollum), о которой мы подробно скажем ниже. Переписанный акт еще раз прочитывался контрагентам в присутствии свидетелей, приводимых ими, подписывался теми и другими, после чего его подписывал табеллион с обозначением, что он прочитан контрагентам, подписан ими и свидетелями и вручен по принадлежности (…). Что касается титула, которым именовали себя табеллионы в подписях, то в большинстве документов усматривается forensis, и лишь в некоторых tabellio.
Почти во всех документах, принадлежащих к шестому веку, в подписи сторон, свидетелей и табеллиона находится знак креста в разнообразных формах - иногда в начале подписи, иногда в конце ее, иногда же и в начале и в конце. Чаще встречается обыкновенный крест, но иногда андреевский, иногда в форме звезды, а иногда крест с точками и т.п.
При неграмотности контрагентов знак креста, собственноручно поставленный на документе, заменяет собой их подпись.
По конституции императора Юстиниана 531 года наследник должен был непременно подписаться на инвентаре наследства. Если же он не умел или не мог писать, то для подписания его имени должен быть приглашен табулярий, а наследник перед подписью своего имени последним должен поставить знак честного креста в присутствии знающих его свидетелей, которые могли бы слышать его просьбу к табулярию о подписи за него документа. Это постановление, кроме подписи инвентаря, распространялось и на другие случаи (…)
Во многих из дошедших до нас табеллиональных документах при изображении безграмотного креста табеллион делает об этом примечание тотчас после постановленного знака.
Должны ли табеллионы безусловно приглашать свидетелей для подписания совершаемых ими актов?
(По узаконению Юстиниана), "если документы совершены публично, то в случае дополнений, вносимые в оные сторонами у табеллиона, должны быть приглашаемы свидетели. Таким образом, если для дополнений в акте, сделанном табеллионом, требуются свидетели, то несомненно, что и во всех других случаях табеллион должен был приглашать их при совершении актов. Это еще яснее открывается из шестой и седьмой главы (новеллы), содержащих в себе постановления о сличении подписей, из которых видно, что в случае спора о документе, прежде нежели вызван в суд табеллион или его помощник, допрашиваются свидетели, подписавшиеся на нем. Текст этих постановлений не оставляет никакого сомнения, что свидетельские подпсии суть необходимое, разумеющееся само собой: "если все свидетели умерли или трудно восстановить истину на основании их подписей и если табеллион, совершивший документ, не находится в живых и не может представить надлежащего свидетельства о нем, или если его нет в городе, тогда необходимо делать сличение подписей тех лиц, которые означены на документе". Таким образом, закон и не предвидит того случая, чтобы на акте вовсе не существовало подписей свидетелей. Из всех сохранившихся до нас дарственных, купчих, передаточных и других актов нет ни одного, который был бы совершен без свидетелей. Новелла LXXIII безусловно требует при совершении частных документов присутствия и подписи не менее трех свидетелей, угрожая в противном случае уничтожением доказательного значения за ними на суде. Если "кто либо желает обеспечить себя при совершении поклажи, тот не должен довольствоваться одною подписью на документе принимающего поклажу, но обязан пригласить правоспособных и заслуживающих доверия свидетелей не менее трех. Точно также если кто-либо совершает документ о займе или другом каком-либо договоре и не желает явить его в суд, то он будет иметь доказательное значение в том только случае, если совершен в присутствии и за подписью трех достоверных свидетелей (…) Если кто-либо, совершая поклажу или давая в займы известную сумму или вступая в другой какой-либо договор сочтет за благо удовольствоваться только подписью своего контрагента, то да будет ему известно, что одной ее недостаточно для принятия такого документа за доказательство".
Древнее правило, что в случае если нельзя иметь большего числа свидетелей достаточно двух, отменено новеллой LXXIII , в первой и второй главе которой требуется для всех документов не менее трех свидетелей. Если контрагент неграмотен, то кроме свидетелей, известных сторонам, приглашается и табулярий. В этом случае свидетелей должно быть не менее пяти, считая в том числе и табулярия.
В большинстве дошедших до нас табеллиональных документах встречается не менее трех свидетелей, в большинстве же - пять, а иногда шесть и семь.
Свидетели на табеллиональных документах должны быть заслуживающими доверия
( пер. с лат. ред.), известны контрагентам и, наконец, мужского пола.
Табеллионы не могли (употреблять) в качестве свидетелей на документах: а) лиц, подвергнувшихся приговору суда, лишающему гражданской чести и других infames ; б) рабов; их показания принимались в гражданском суде тогда только, когда он был наперед подвергнут пытке; новелла XC запрещает допускать к свидетельству и лиц низшего сословия, как то ремесленников и т.п. в) женщины также не могли быть допущены к свидетельству на документе; это правило, как видно из XLVIII новеллы императора Льва, не было строго соблюдаемо и потому в ней повторяется запрещение о допущении женщин к свидетельству; г) не могли быть свидетелями на табеллиональных документах еретики и сектанты, лишенные права совершения актов, точно также не могли быть допущены в качестве свидетелей лица, отрекшиеся от христианства (apostati), ибо им воспрещено было всякое свидетельство по закону Феодосия, Валентина и Аркадия (391 года). Могли ли быть допущены к свидетельству на документе язычники? Закон Юстиниана 532 года воспрещает им всякое свидетельство наравне с манихеями и другими еретиками.
Кроме имени свидетели в своих подписях большею частью вкратце означали свойство договора, в купчих - передачу (уплату - пр. ред) цены предмета, а в дарственных - предмет дарения, акты присяги контрагентов, если ею скреплялся договор, постановку креста безграмотным и наконец приглашение к свидетельству.
Табеллионы не могли (употреблять) в качестве свидетелей на документах: а) лиц, подвергнувшихся приговору суда, лишающему гражданской чести и других infames ; б) рабов; их показания принимались в гражданском суде тогда только, когда он был наперед подвергнут пытке; новелла XC запрещает допускать к свидетельству и лиц низшего сословия, как то ремесленников и т.п. в) женщины также не могли быть допущены к свидетельству на документе; это правило, как видно из XLVIII новеллы императора Льва, не было строго соблюдаемо и потому в ней повторяется запрещение о допущении женщин к свидетельству; г) не могли быть свидетелями на табеллиональных документах еретики и сектанты, лишенные права совершения актов, точно также не могли быть допущены в качестве свидетелей лица, отрекшиеся от христианства (apostati), ибо им воспрещено было всякое свидетельство по закону Феодосия, Валентина и Аркадия (391 года). Могли ли быть допущены к свидетельству на документе язычники? Закон Юстиниана 532 года воспрещает им всякое свидетельство наравне с манихеями и другими еретиками.
Кроме имени свидетели в своих подписях большею частью вкратце означали свойство договора, в купчих - передачу (уплату - пр. ред.) цены предмета, а в дарственных - предмет дарения, акты присяги контрагентов, если ею скреплялся договор, постановку креста безграмотным и наконец приглашение к свидетельству.
…остается сказать несколько слов об употреблении печати на документах, совершаемых табеллионами. Употребление ее для удостоверения подписей или в замену их (является) в средние века. Римляне никогда не пользовались печатью как средством удостоверения подписей, но употребляли ее единственно для предохранения документа от подлога. Процесс приложения печати совершался следующим образом: документ свертывался в трубку или складывался в квадратную форму, обертывался в холст (linteum, sabanum), прошнуровывался ниткой, концы которой в том месте, где они сходились с оберткой, скреплялись посредством воска, и на нем клалась печать (annulus, signaculum). Если печати прилагались свидетелями, как, например, на тестаментах, то они же и делали об этом примечание на акте. Таким образом, печати находились или на обертке, или на оборотной стороне (акта). Вследствие этого вскрытие документа всегда начиналось с того, что прежде чем взламывать печати они предъявлялись (…) свидетелям, и только после подтверждения ими подлинности печатей и подписи суд приступал к вскрытию.
Несомненно, что табеллионы употребляли печать как средство предохранения акта от подлога; но как средство утверждения документа, как средство удостоверения подписей она является лишь в средние века.